Общество

К полету готов!

К полету готов!

Мало кто знает, что помимо опытных металлургов и энергетиков Усть-Каменогорск славится сильнейшими специалистами в области авиации. В частности – авиатехниками. Эти люди стоят за каждым вылетом и отвечают за исправность вертолетов и самолетов. Просчеты здесь недопустимы – цена ошибки может оказаться слишком высока.

О том, что общего у авиации и творчества и почему нередко в своей работе приходится искать нетривиальные решения и импровизировать, рассказал опытный усть-каменогорский авиатехник Алексей Дементьев.

За время своей работы Алексей объездил полмира: работал в закутках Афганистана, турецких провинциях, во многих странах Африки. Но свой путь он начал здесь, в Усть-Каменогорске. Во дворе дома по адресу: улица Дзержинского, 18, неподалеку от площади Ушанова, возвышаются странные бетонные сваи, глубоко вкопанные в землю. Может, здесь хотели построить какое-то здание? На самом деле нет. До распада Советского Союза на этих балках стояли два самолета: ИЛ-14, АН-2 и вертолет МИ-1, а также трехуровневая башня-ракета для детей.

– Это была настоящая списанная авиатехника, с полностью сохранившимися салонами и приборными панелями. Рядом стояла будка, где ежедневно сидели сторожа, которые следили за тем, чтобы никто не портил и не изрисовывал самолеты, – говорит Алексей Дементьев. – Непередаваемая атмосфера царила в этом месте – вы можете представить себе два настоящих самолета и большой вертолет во дворе посреди города? В детстве нас было не оторвать от них.
После того как меня один раз сводили туда, я регулярно отпрашивался у родителей в этот двор и проводил там уйму времени. Первый шаг в авиацию я сделал именно там.

Импровизированный музей просуществовал до начала 90-х годов. После развала СССР за самолетами перестали присматривать и их облюбовали вандалы и бездомные. Буквально в течение нескольких лет вся техника была полностью уничтожена: ИЛ-14 сожгли, а МИ-1 и АН-2 растащили на металлолом. Даже детскую башню-ракету разломали и унесли по кускам.

– До слез жалко, что не сумели сохранить эти экспонаты, – говорит Алексей Дементьев. – Конечно, есть музей в этнопарке, однако там, во дворе, была совершенно особая атмосфера.

К слову, оранжевый вертолет, который стоит неподалеку от входа в левобережный этнопарк, был покрашен руками Алексея, еще когда этот МИ-4 находился на постаменте в аэропорте.

– Я бы не прочь его снова перекрасить, так как краска уже порядком обшарпалась, – говорит Алексей Дементьев. – Было бы хорошо придать ему красивый, эстетичный внешний вид.

Достигнув совершеннолетия, Алексей обучался в России. С выбором специальности долго думать не пришлось – авиация уже давно захватила его ра-зум и сердце.

– В нашей профессии многое решает опыт. Какое бы образование ты ни получил, какие бы первоклассные спецы тебя ни готовили, первое время очень страшно, – говорит Алексей Дементьев. – В тот момент, когда выпускаешь в небо свой первый вертолет, осознаешь: жизни людей на борту зависят от тебя. Когда отправлял первые вертолеты, все время, что они были на задании, не мог не думать и не тревожиться: там ли законтрил, там ли закрыл, прикрыл ли капот? И каждый раз, когда они возвращались, бежал все перепроверять. Только со временем пришло понимание техники на интуитивно-подсознательном уровне.

Разбираться в двигателях вертолета – задача непростая. Много деталей, много нюансов, много вещей, которые нельзя упустить из виду. При этом одна из особенностей работы авиатехника: проведение быстрой, можно даже сказать скоростной, предполетной подготовки. В этом заключено настоящее творчество: согласно правилам все действия авиатехника строго регламентированы, а осмотр и приготовления должны занимать время, установленное инструкцией.

– Профессионализм заключается в том, чтобы, не нарушая регламент, произвести техническое обслуживание за самый короткий срок. Таким образом, приходится мыслить творчески и грамотно использовать имеющиеся ресурсы и возможности, – говорит Алексей Дементьев. – Раньше, помню, открываешь капот, смотришь, и глаза разбегаются от того, что там видишь; и в это время тебе кричат: «ну что копаешься, долго еще там?». А ты боишься упустить какую-то деталь, что-то просмотреть. Сейчас мне достаточно лишь открыть капот, провести взглядом и закрыть его, не всматриваясь в каждый винтик. Если что-то там не так, то зрительная память вернет обратно и заставит быстро найти неисправность. Такие качества и отличают дилетанта от профессионала:
уверенность и внимательность. Со временем я даже стал предчувствовать неполадки на интуитивном уровне. Однажды вышел встречать вертолет и чую – что-то не в порядке. Когда приземлился, смотрю – и правда, на обшивке вертолета вмятина – врезалась птица. Долго потом рихтовал его.

Алексей отмечает, что за время своей командировочной деятельности ему довелось неоднократно работать с авиатехниками со всего мира, и при этом таких закаленных и суровых «зубров» из мира авиации он не встречал нигде, кроме Усть-Каменогорска.

– Я горжусь, что получил авиационную практику именно здесь. По какому-то мистическому стечению обстоятельств здесь оказались высококлассные спецы со всего Советского Союза. И я говорю даже не о казахстанской школе авиации, а именно об усть-каменогорской. Эти люди дали мне такую практическую базу знаний, которую, уверен, я бы не получил больше нигде.

Начальство отправляет Алексея в отдаленные уголки света, зная, что он никогда не будет лишний раз звать на помощь или докладывать о неудачах. Ввиду ценности ресурсов и техники профессионализм в авиации предполагает выполнение поставленной задачи любой ценой. Сплошь и рядом ситуации складываются так, что возникает необходимость в замене какой-либо детали, а в запасе ее нет. И никто высылать ее не будет. Нужно как-то выкручиваться.

– В такие моменты думаю: как бы на моем месте поступили усть-каменогорские асы авиатехники? Неужели они не смогли бы найти выход?. И после этого мысли каким-то образом цепляются друг за друга, создают цепочки, приводящие к оригинальным решениям, – говорит Алексей Дементьев. – Матерые профессионалы учили, что в идеале все должно быть строго по инструкциям, но чтобы достичь поставленной цели, даже если очень тяжело, никогда не нужно опускать руки – выход всегда найдется. Главное знать, что ты делаешь. Приходилось работать в различных климатических условиях, при температурах до +50 градусов и повышенной пыльности либо влажности. Эксплуатация вертолета в таких условиях также регламентирована, но требует дополнительных трудозатрат: например, обработка антикоррозионными спецжидкостями в условиях повышенной влажности либо чистка подкапотного пространства и фильтров в регионах с большим содержанием пыли в атмосфере. Однажды на вечерней стоянке вертолет попал в хабуб (пыльная буря – в переводе с суахили), а рано утром запланирован вылет. Поэтому нужно было значительно раньше бежать на стоянку, чтобы успеть очистить вертолет от песка, который забивается буквально во все щели.

По словам Алексея, два столпа, на которых стоит профессиональная авиация, это внимательность и уверенность. Если ты внимателен, то уверен, а если ты уверен в том, что делаешь, то спокоен и не сделаешь глупую ошибку. Здесь также важную роль играет слаженная коллективная работа пилотов и техников: в дальних командировках, когда рассчитывать не на кого, команда – это не только единая семья, но даже можно сказать «продолжение» вертолета.

– К технике нужно относиться с уважением, как к живому существу, и тогда она будет вести себя послушно и исправно, – говорит Алексей Дементьев. – Некоторые авиатехники по-черному ругаются, матерят вертолеты. Совпадение или нет, но именно у таких специалистов чаще всего случаются поломки и обнаруживаются неисправности.

Конечно, человеческий фактор никто не исключает, однако в большинстве своем все неисправности можно быстро диагностировать и устранить. За время работы у вертолетов Алексея были две вынужденные посадки: оба раза по причине серьезного сбоя в двигателе.

– Отказы произошли не по моей вине, а из-за износа техники, но пока шло расследование, было много нервотрепки, – говорит Алексей Дементьев. – В такие моменты осознаешь всю ответственность.

Командировочная работа предполагает, что человек находится в регулярных разъездах: сегодня в Усть-Каменогорске, завтра в Алматы, послезавтра в Афганистане. Безусловно, для этого нужно иметь особый склад ума и настроение по жизни.

– Если спросить рыбу, как ей живется там, в воде, что она ответит? – поясняет Алексей Дементьев. – Мне комфортно в командировках, там я чувствую себя на своем месте. И где бы я ни был, всегда изучаю культуру и язык местных жителей. Нравится одеваться, как они, общаться с ними. Изучил разговорный арабский, турецкий, фарси. Возможности, которые предоставляет авиация заинтересованным людям, намного шире, чем может показаться на первый взгляд.

Эдуард Кунгурцев

Еще новости

Back to top button