На «островке» водевильного жанра
На большой сцене Восточно-Казахстанского областного театра драмы и оперетты состоялась первая в 89-м сезоне русского театра премьера. Музыкальный комедийный спектакль «Гусар и ростовщик» с лёгкой руки режиссёра-постановщика Сергея Астраханцева вернул публике незаслуженно забытый сегодня, но популярный ранее жанр водевиля.
Самого же режиссёра на идею новой постановки вдохновило творчество лирика, драматурга и публициста Николая Некрасова. Оказывается, певец народного горя и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» начинал свой литературный путь с комедийных произведений.
Вместе с тем, дружащий со словом автор Сергей Астраханцев дал волю собственной фантазии в создании сценической версии.
Ощущение воздуха, творческого сумбура навевала сценография художника-постановщика Шоты Чоговадзе. Античные колонны, абсурдно парящие в небе, и красочные «заплаты» в сдержанном классическом интерьере намекали на образ хозяина дома – невероятно жадного ростовщика, знающего толк лишь в искусстве… наживы!
А самым откровенным «говорящим» бутафорским элементом служила картина: нелепая и смешная, она производила весьма неоднозначное впечатление. Зато какие страсти разгорелись вокруг неё – поразился бы сам Буонарроти!
Пылкий и решительный гусар Налимов так сильно влюбился в нежную и целомудренную Лизу, что ради их совместного счастья готов был пойти на всё. И когда её папенька, скряга Лоскутков, попросил похлопотать для будущего тестя – удачно пристроить картину и принести подарочек в виде двух тысяч ассигнациями, – находчивого юношу осенило, как проложить дорожку к своей заветной мечте.
Следить за красивой и зрелищной интеллектуальной баталией было невероятным удовольствием! В ход шли письма, восточные танцы, травля, подкуп, жалобы и даже грабёж. В таком крутом и динамичном режиссёрском замесе зрителям некогда было перевести дух. Как только утихал один вокальный, хореографический или цирковой номер, следом за ним начинался следующий!
Над пластической композицией спектакля, его ритмичностью, выразительностью и музыкальностью пришлось немало поработать балетмейстеру Анне Татаренко и композитору, деятелю культуры Республики Казахстан Светлане Апасовой. Результат не только оправдал усилия, но и превзошёл все ожидания!
Мощная энергетика актёров зашкаливала: она пульсировала в зажигательном канкане, окутывала зрительный зал теплом и весельем шутливых и лирических песен, щекотала сердце возвышенной поэзией.
Объёма, глубины и эмоциональных красок спектаклю добавляла любовная линия сюжета. Неистовое желание любить испытывали не только главные герои – Лиза и Налимов, – но и согласившаяся помочь их воссоединению неотразимая мадам Варвари. Эту роль Сергей Астраханцев написал специально под актрису Варвару Пак – лауреата премии «Маска 2023» в номинации «Лучшая женская роль».
Впрочем, и все остальные актёры, занятые в спектакле, оказались «на своих местах». Хитрый, расчётливый, готовый даже собственную душу продать Лоскутков в исполнении Максима Горбанёва был настолько обаятелен, остроумен и убедителен, что вызывал симпатию и добродушную улыбку у зрителей. Молниеносными переодеваниями, перевоплощениями и акробатическими трюками лихо закручивал интригу и двигал сюжет вперёд страстный, неудержимый Михаил Иванов. Особенно мила и прелестна своей наивностью, глупостью и жаждой свободы была Лиза в исполнении актрисы Юлии Забавской.
Живое исполнение всех вокальных партий, слаженный актёрский ансамбль, неповторимый антураж и яркие костюмы – всё это в совокупности придавало водевилю «Гусар и ростовщик» драйва и хитовости. А наглядным доказательством успеха премьеры стал полный аншлаг.
– Я учитывал, что у нас в театре уже 15 лет существует «Арт-вокал», что столько же актёры вплотную занимаются хореографией. Поэтому поставить водевиль сам бог велел, – поделился режиссёр-постановщик спектакля Сергей Астраханцев. – В сегодняшней нашей непростой жизни, на мой взгляд, нам всем не помешало бы отдохнуть «на островке» этого лёгкого и праздничного жанра!
Дарья Шавлева
Фото Дарья Шавлева