Дорожные стихии: земля, вода, воздух
Центральными вопросами, которые рассмотрели на заседании акимата Восточно-Казахстанской области под председательством первого заместителя акима ВКО Нурымбета Сактаганова, стали ремонт и содержание дорог региона и перспективы развития пассажирских перевозок. Кроме того, прозвучала информация о ходе реализации ряда государственных программ, состоянии рыбной отрасли и стабилизационного фонда.
Напомним, что по поручению акима области Даниала АХМЕТОВА средства, выделенные на ремонт дорог, перераспределяются с капитального на средний. Это делается для того, чтобы привести в надлежащий вид большую часть автомобильных трасс областного, городского и районного значений.
Если все амбициозные планы управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Восточного Казахстана претворятся в жизнь, то доля трасс в хорошем и удовлетворительном состоянии составит 76,5 процента.
– В этом году за счет перераспределения средств средним ремонтом планируется охватить 228 километров дорог области, – отметил руководитель ведомства Берик Бейсеканов. – Это, в первую очередь, пути к популярным местам отдыха – Сибинским озерам и Алаколю. На сегодняшний день работы выполнены на 10 процентов, завершить их планируется к 15 августа.
На содержание дорог в этом году предусмотрен 1 млрд 700 миллионов тенге. На эти деньги залатают наиболее разбитые улицы в ряде населенных пунктов, нанесут разметку там, где ее уже «заездили», установят необходимые дорожные знаки.
Докладчик также сделал акцент на том, что в этом году к радости тех, кто стоит по утрам и вечерам в пробках на мосту через Иртыш, завершится его реконструкция. Однако Берик Бейсеканов отметил, что денег на содержание и текущий ремонт выделяется недостаточно, а это в свою очередь приводит к сокращению срока службы дорожной «одежды» и искусственных сооружений (отбойников, дорожных знаков и др.). Поэтому акимам городов и районов необходимо усилить работу по привлечению новых источников средств для того, чтобы наши трассы сохраняли свои положительные оценки и не становились «двоечниками».
Что касается перспективы развития пассажирских перевозок, то здесь тоже есть ряд вопросов, которые необходимо решать. Из 752 населенных пунктов только 445 охвачены регулярными автобусными маршрутами. Наиболее сложная ситуация наблюдается внутри девяти районов Восточного Казахстана, среди которых Бородулихинский, Бескарагайский, Аягозский, Абайский. Логично, что именно здесь «процветают» нелегальные перевозки и неофициальные автовокзалы. В управлении создана рабочая группа, которая совместно с административной и транспортной полицией совершает регулярные рейды, а также проводит разъяснения по законодательству в сфере пассажирских перевозок.
– До 2020 года необходимо построить автовокзал в Бородулихе, – отметил Берик Бейсеканов. – Кроме того, в области должны появиться 18 пунктов обслуживания пассажиров. Акиматам необходимо использовать механизмы государственно-частного партнерства для достижения этих целей.
Нерентабельность двух железнодорожных маршрутов «Защита – Зыряновск» и «Защита – Лениногорск» – это тоже по-прежнему острый вопрос. Государство выделяет перевозчикам субсидии, однако они не способны покрыть убытки.
Существует ряд проблем и с авиаперевозками областного значения. С января текущего года не выполняются регулярные рейсы «Усть-Каменогорск – Семей – Урджар» и «Усть-Каменогорск – Зайсан». Причина проста – нет перевозчика, согласного обслуживать эти направления. Авиакомпания SCAT, ранее выполнявшая эту миссию, более не заинтересована в том, чтобы жители региона летали на их самолетах внутри области. Сейчас ведутся переговоры с авиакомпанией «Жетысу», есть большая вероятность, что с первого июня рейсы будут возобновлены.
В ситуации с водным транспортом не произошло глобальных изменений. В области по-прежнему работают две паромные переправы, судоходство по Иртышу не возобновилось.
Как отметил первый заместитель акима области Нурымбет Сактаганов, необходимо активизировать работу акимов городов и районов с крупными предприятиями и агроформированиями, чтобы они помогали властям в ремонте и содержании автомобильных дорог. Поскольку малый и средний бизнес получает беспрецедентную поддержку от государства, важно не только получать прибыль, но и способствовать развитию региона.
В ходе заседания заслушан доклад руководителя областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол». По его словам, в этом году будет произведен капитальный ремонт трассы Зыряновск – Рахмановские ключи на участке Берель. Также предусмотрена реконструкция контрольно-пропускных пунктов «Ауыл» и «Уба» в соответствии с международными стандартами.
Особенный акцент в реализации программы «Нұрлы жол» делается на строительстве объектов образования. Так, по словам исполняющего обязанности руководителя управления строительства, архитектуры и градостроительства Каната Муканова, до 2017 года планируется ввести в эксплуатацию шесть объектов образования, профинансированных по линии Национального фонда. Это делается для ликвидации трехсменного обучения и аварийных школ.
Так, в нынешнем году завершится строительство трех учебных заведений. Есть проблемы с детским садом в Риддере – счета подрядчиков заблокированы, профильное управление обратилось с исковым заявлением в суд, чтобы расторгнуть договор с недобросовестными строителями.
В этом году начнется реализация проектов по возведению двух школ в рамках программы «Нұрлы жол» в Глубоковском и Шемонаихинском районах.
– Средства, которые выделяются из Национального фонда, должны находиться на особом контроле, – акцентировал Нурымбет Сактаганов. – Вопрос их освоения проверяет Администрация Президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА. Поэтому нужно нести ответственность за каждый тенге.
Исполняющая обязанности руководителя управления энергетики и ЖКХ Алма Кайраканова рассказала о планируемой в рамках программы реконструкции инфраструктурных сетей водо-, теплоснабжения и канализации.
О развитии рыбного хозяйства в Восточном Казахстане на заседании акимата рассказал исполняющий обязанности руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Виталий Чернецкий.
По его словам, промысловый лимит вылова рыбы в этом году составляет 7177 тонн. Планируется что этот показатель сохранится на уровне 7-9 тысяч тонн на ближайшие пять лет. Львиная доля улова приходится на озеро Зайсан и Бухтарминское водохранилище и составляет 93 процента. Если говорить о породах промысловых рыб, то здесь пальму первенства уверенно держит лещ, за ним идут судак и окунь.
– Все промысловики выполняют договорные обязательства, – рассказал Виталий Чернецкий. – Они вовремя производят зарыбление водоемов. Семь предприятий на сегодняшний день занимаются переработкой рыбы, ассортимент продукции варьируется от 10 до 30 наименований. В основном, это филе, тушка, фарш и свежемороженая рыба. Остается проблема незаконного вылова, однако мы тесно сотрудничаем с правоохранительными органами, проводим ряд мероприятий по профилактике браконьерства.
По поручению главы региона Даниала АХМЕТОВА, в Восточном Казахстане работает комиссия по улучшению и оптимизации рыбной отрасли, с целью сделать добычу рыбы более доступной для простых людей. Еще один аспект деятельности управления – разведение рыб. На сегодняшний день этим занимаются пять предприятий в области.
На заседании областного акимата и.о. председателя правления АО «НК СПК «Ертiс» Нурлан Нигметов рассказал о ситуации вокруг стабилизационного фонда.
На сегодняшний день из приобретенных 9700 тонн овощей продано 5943 тонны или 61 процент от общего объема. Однако существует ряд проблемных вопросов. Они, в первую очередь, касаются тех, кто не рассчитался за реализованную продукцию. Нурымбет Сактаганов порекомендовал активизировать работу в этом направлении, а также решить вопрос с пролонгацией продаж картофеля из запасов стабфонда.
Кроме того, в рамках заседания прозвучала информация о реализации первого направления «Дорожной карты занятости-2020».
– Наблюдается положительная динамика во многих районах области, – рассказала и.о. руководителя управления координации занятости и социальных программ Самал Мырзабаева. – Из 250 проектов, запланированных в этом году, конкурсы объявлены по 229. Неудовлетворительно идет эта работа в Семее, Уланском и Глубоковском районах.
Главная цель первого направления «ДКЗ-2020» – обеспечить освоение средств, выделенных из бюджета и создать рабочие места через центры занятости населения.