Общество

Дело перевозчиков. Продолжение

Дело перевозчиков.  Продолжение

Вопрос доначисления налогов автоперевозчикам Усть-Каменогорска рассмотрен в Астане на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при НПП РК «Атамекен» с участием руководства Комитета госдоходов МФ РК, представителей Генеральной прокуратуры. Поставить точку в этом вопросе решено было уже в первом квартале 2018 года.

Напомним, скандал разгорелся в прошлом году. Тогда стало известно, что по итогам проверки сотрудники областного Департамента государственных доходов насчитали более четырех миллиардов тенге неоплаченных налогов и штрафов в адрес автоперевозчиков региона.
Речь шла о таких компаниях, как ТОО «Вебас», ТОО «Рост», ТОО «Vosсa». В такой ситуации перевозчики заявили о том, что их предприятия могут просто-напросто обанкротиться. Об этом мы писали в предыдущих номерах «РА».

Для решения проблемы областной филиал НПП РК «Атамекен» обращался в прокуратуру и госорганы, направлял запрос в адрес Комитета государственных доходов (КГД) РК. Прокуратура ВКО внесла в адрес областного Департамента государственных доходов протест об отмене уведомлений, однако он был отклонен. КГД также оставил в силе решения регионального подразделения.

– Рассматриваемый вопрос является социально значимым для всей Восточно-Казахстанской области, так как прекращение движения общественного транспорта может повлечь и социальное напряжение в обществе, – подчерк-нул член Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при НПП РК «Атамекен» Серик Торегельдин. – Данные опасения имеют под собой реальную почву, так как вышеуказанная сумма доначисленных налогов с учетом ежедневной пени уже на сегодня достигла суммы 4,5 млрд тенге. Даже простой арест счетов компаний перевозчиков лишит их возможности выпустить автобусы на маршруты и им невозможно будет элементарно заправить транспортные средства топливом.

Заместитель председателя Комитета госдоходов МФ РК Тлеу Жангарашев пояснил, почему в его ведомстве считают действия законными.

– Основанием доначисления перевозчикам налогов было то, что согласно Правилам пассажирских перевозок и багажа билет является документом, который удостоверяет право осуществить поездку взамен на личные деньги, – сказал он. – То есть это фактически подтверждение договора перевозки. В данном случае все билеты были от имени перевозчиков, юридических лиц. Эти же перевозчики как лица, заключившее договор с отделом ЖКХ и Департаментом транспорта ВКО, производили регулярный отчет по использованию, при этом объемы реализации по билетам в своей налоговой отчетности не показывали.

Т. Жангарашев также информировал, что сейчас идет анализ по аналогичным ситуациям в других регионах и выработка рекомендаций по проведению контрольных мероприятий.

Что касается дальнейшего развития ситуации, то в начале февраля пройдут предварительные слушания в областном специализированном экономическом суде, где прокуратура ВКО будет обжаловать действия органов государственных доходов.

Выступивший в режиме видеосвязи руководитель Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий считает, что в данном случае нет нарушений налогового законодательства, а только Правил пассажирских перевозок. Он же напомнил, что, например, в странах – партнерах Казахстана по ЕАЭС общественные перевозки вообще не облагаются налогом, так как считаются заведомо убыточными. Кроме того, в некоторых регионах Казахстана такая деятельность субсидируется. В Восточном Казахстане подобного нет. Зато есть льготные условия для определенных категорий граждан.

По словам заместителя начальника Департамента по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры РК Азамата Дюсембекова, чтобы не допускать повышения тарифов, акиматы закрывают глаза на такого рода схемы, в ином случае властям пришлось бы перевозки субсидировать. Он также информировал, что Генпрокуратура уже внесла представление на имя Премьер-министра РК Б. Сагинтаева с указанием проблемных моментов и причин возникновения подобных споров. В главном надзорном органе страны также указали на отсутствие прозрачности тарифообразования пассажирских перевозок и необходимость планирования местных бюджетов с учетом сумм субсидирования. Минфину рекомендовано в будущем рассмотреть возможность применения единой схемы налогового администрирования для перевозчиков.

– Ситуация получила широкий резонанс. В области может последовать банкротство перевозчиков, а это парализует обслуживание населения с далеко идущими социальными последствиями, – заявил председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при НПП РК «Атамекен» Каирбек Сулейменов. – Считаем, что Генеральной прокуратуре необходимо рассмотреть данную проблему и поставить точку. Надо найти оптимальное решение, пока не поздно.

Таким образом, дело восточноказахстанских автоперевозчиков может стать отправной точкой для целого ряда важнейших решений на республиканском уровне, которые помогут отрасли не только выживать, но и успешно развиваться.

Константин Шуваев
Фото Дмитрия Франчука

Еще новости

Back to top button