Политика

ЧТОБЫ ВОДА НЕ УХОДИЛА В ПЕСОК…

На очередном заседании Восточно-Казахстанского областного акимата рассматривался ряд животрепещущих вопросов, среди которых – обеспечение населения региона питьевой водой, состояние и перспективы пассажирских перевозок, развитие моногородов и подготовка к уборке урожая.

ЧТОБЫ ВОДА НЕ УХОДИЛА  В ПЕСОК…Уже три года в республике реализуется государственная программа «Ақ булақ». По мнению специалистов, в ней в полной мере учтены возможности максимального использования потенциала подземных вод для обес-печения питьевой водой малых городов. Разработчики предусмотрели ее комплексную реализацию одновременно с программами модернизации жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики, о чем еще раз подчеркнул на совещании аким облас-ти Бердыбек САПАРБАЕВ.

Вода уходит в песок

Как сказал руководитель управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Айтказы Шерубаев, за три года на реализацию программы затрачено более 20 млрд тенге. Она работает во всех районах ВКО. На сегодня качественная вода есть у 84 процентов восточноказахстанцев. Процент охвата сельского населения составляет 65,1 процента, к концу нынешнего года цифра увеличится до 65,5. То есть, вода централизовано пришла уже в 303 села региона. Остальные жители 427 малых населенных пунктов пользуются водой из колодцев. Как положительный момент руководитель управления отметил факт, что в рамках программы в этом году на строительство и модернизацию 29 водных объектов выделено 7,9 млрд тенге, и на 1 августа освоено уже 96 процентов средств. То есть, работа ведется, но не все так хорошо, как хотелось. Иногда цифры, которые озвучивают руководители районов, по словам А. Шерубаева, вызывают сомнение.
Например, в Бескарагайском районе показатель освоения средств – 79,6 процента, а по объектам этого не видно. Хороший процентный показатель и в Кокпектинской районе, но из 56 сел там только пять имеют централизованное водоснабжение.
Есть проблемы по девяти объектам, которые находятся в Аягозском, Бородулихинском, Урджарском и других районах. Там работы ведутся, но обнаружены несоответствия в проектах. В Абайском районе в селе Токтамыс начали активно работать, но наткнулись на скальный грунт. То есть, проектировщики не делают изыскательские работы или проводят их спустя рукава. Очень медленно идет реализация программы в Риддере. Среди сданных объектов в области, которыми уже активно пользуются, десять не приняты в эксплуатацию, в частности, в Семее.

– Сколько можно говорить о готовности паспортов объектов, – сказал глава области. – Нужно эти вопросы решать, причем быстро. Необходимо приглашать заинтересованные стороны и подробно обсуждать с ними эти вопросы.

Также аким области отметил, что нужно контролировать, как используются средства, выделяемые по программе, почему идет медленно процесс строительства новых объектов и реконструкция уже существующих. Обратил внимание глава региона и на колоссальные потери воды в области из-за отсутствия приборов учета.

– Вода буквально уходит в песок, а мы ничего не делаем, – констатировал Бердыбек САПАРБАЕВ. – Нужно постоянно заниматься всеми вопросами и проблемами.

Аким области дал задание своим заместителям и руководителю управления взять под жесткий контроль все существующие недочеты и проблемы в реализации программы, которые должны быть решены к концу года.

Теневеки мешают легалам

Сегодня в регионе есть все виды сообщений: автомобильное, железнодорожное, водное, воздушное, а в областном центре еще и городское электрическое – трамваи.

О состоянии и перспективах пассажирских перевозок в Восточном Казахстане рассказал начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нурбол Нурсагатов.

Наиболее востребованный транспорт у восточноказахстанцев – автомобильный. Сегодня функционируют 330 регулярных маршрутов, в том числе 21 международный, но это не предел, работа по увеличению обслуживаемых направлений продолжается. Так, например, в этом году открыт новый междугородный маршрут Семей – Курчатов – Астана.

Междугородным сообщением связаны не только населенные пункты Казахстана, проложена и действует маршрутная сеть в приграничные российские регионы, а также в китайский город Урумчи. Увеличивая список маршрутов, в управлении работают и над улучшением качества пассажирских услуг. И тут на помощь приходят новые технологии. Например, уже можно приобрести электронные билеты, сейчас такая возможность предоставляется автовокзалом областного центра. В текущем году электронную систему внедрят на центральном автовокзале Семея. И это только начало.

Еще одно нововведение касается GPS-навигации. Сегодня 136 автобусов, курсирующих на междугородных маршрутах, оснащены такими системами. Информация о местонахождении того или иного автобуса, в режиме онлайн передается диспетчеру автовокзала. Узнать, где находится в данный момент то или иное транспортное средство может любой желающий, достаточно зайти на официальный сайт автовокзала Усть-Каменогорск (autovokzal.kz), чтобы видеть движение автобуса. По мнению Нурбола Нурсагатова, такая же схема должна работать на городских и пригородных маршрутах.

Еще одно веяние времени – доступ пассажиров к интернету во время поездки. Сейчас специалистами управления с перевозчиками отрабатываются варианты бесплатного доступа пассажиров к Всемирной сети через Wi-Fi.

В числе проблем, которые волнуют как перевозчиков, так и пассажиров – недостаточная обеспеченность отдаленных населенных пунктов области регулярным пассажирским сообщением с районными центрами; отсутствие, а также несоответствие остановочных пунктов и конечных остановок в населенных пунктах области требованиям строительных норм и правил; наличие нелегальных перевозчиков (только по маршруту Зыряновск – Усть-Каменогорск курсирует транспорт 25 незаконных предпринимателей). Также есть «самостийные» билетные кассы и междугородные такси, которые зачастую работают без патентов, их транспортные средства не соответствуют нормам и правилам пассажирских перевозок.

По словам руководителя управления, противоправная деятельность субъектов предпринимательства в сфере транспортных услуг привела к тому, что перевозчики, получившие по конкурсу право обслуживания регулярных маршрутов, несут значительные убытки из-за снижения пассажиропотока. Они вынуждены отказываться от обслуживания регулярных маршрутов. По экспертным оценкам, на «теневые» перевозки приходится до 40 процентов от общего объема пассажирских перевозок, бюджет области недополучает около 200 млн тенге в год.

Что касается других видов транспортных перевозок, то здесь картина более положительная. Например, основная нагрузка на авиаперевозчиков приходится на летний период, в это время курсирует большее количество рейсов, в том числе в российские регионы и в страны дальнего зарубежья.

На 2014 год для субсидирования внутриобластных социально значимых регулярных авиарейсов Усть-Каменогорск – Зайсан, Усть-Каменогорск – Семей–Урджар, выполняемых авиакомпанией «SCAT» из бюджета области выделено более 154 млн тенге, что на 5,2 процента больше объема субсидий предыдушего года. Из них 105,6 млн тенге на авиамаршрут Усть-Каменогорск – Семей – Урд-жар и 48,5 миллиона тенге на рейс Усть-Каменогорск – Зайсан.

Субсидируются и железнодорожные внутриобластные перевозки по направлениям Защита – Зыряновск и Защита – Лениногорск, поскольку эти маршруты у восточноказахстанцев наиболее востребованы.

Во втором полугодии 2014 года планируется запуск скоростных поездов формированием «Тальго» по сообщениям Астана – Усть-Каменогорск» (октябрь) и Алматы – Усть-Каменогорск (декабрь).

– В целом, считаю, что в сфере транспортных отношений мы работаем неплохо, – сказал Бердыбек САПАРБАЕВ.

Но обратил внимание на необходимость дальнейшего развития интеграционных и туристических транспортных связей, предложив совместно с перевозчиками Алматинской, Павлодарской, Карагандинской областей открывать новые маршруты. Нужно, по мнению первого руководителя области, развивать также водное сообщение, одного парома для нужд такого региона недостаточно.

Поднять якоря!

Для диверсификации экономики и поддержки малого и среднего бизнеса в моногородах создана государственная программа по их развитию. Ее реализация требует немалых финансовых затрат, а также активных действий, чего порой не хватает нашим городам.

В Риддере, Курчатове, Серебрянске, Зыряновске предусмотрена реализация шести якорных проектов. Почти на всех объектах работы ведутся по графику. Исключение составляют лишь проекты строительства спортивно-оздоровительного комплекса в Зыряновске и производства полых изделий методом ротоформирования в Серебрянске. Первый объект «ждет» инвестора и решения вопроса о подведении инфраструктуры. Начало работы над вторым возможно только после восстановления деятельности главного предприятия Серебрянска – завода неорганических производств. Сейчас оно проходит процедуру банкротства. Кроме того на базе СЗНП в 2017 году планируется запустить проект по модернизации производства средств индивидуальной защиты.

Вместе с реализацией имеющихся проектов активизирован поиск новых «якорей» экономики моногородов. Например, в Риддере прорабатываются вопросы финансирования двух проектов лесопромышленного комплекса.

– В рамках восстановления прежней специализации моногородов в пределах Зыряновска предусмотрены геологоразведочные работы на сумму 1,7 млрд тенге из средств респуб-ликанского бюджета, – сообщила руководитель управления экономики и бюджетного планирования Елена Ясинская. – В том числе ведутся работы на трех участках Зыряновска на сумму 314 млн тенге. На разведку двух месторождений в Риддере в этом году выделено более 3,2 млрд тенге из средств ТОО «Казцинк».

В этом году на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса моногородов предусмотрено почти 521 млн тенге, освоено 279 миллионов или 52 процента. Росту предпринимательской активности способствуют партнерские программы градообразующих предприятий. В этом году было заключено долгосрочных контрактов между крупными, мелкими и средними компаниями на сумму более 19 млрд тенге.

Своевременно ведутся работы по развитию инфраструктуры четырех городов. Выделено почти два миллиарда тенге, за первые шесть месяцев этого года освоена половина суммы. В целом, средства, выделенные по программе развития моногородов, расходуются в городах по-разному. Самый низкий показатель в Риддере – 79 процентов. На один процент лучше положение у Зыряновска. В свою очередь Курчатов и Серебрянск отличились выполнением и перевыполнением планов по расходованию бюджетных средств. Акимы Риддера и Зыряновска обещали исправить ситуацию к концу года.

Продовольственная безопасность – прежде всего

Первые результаты уборки зерновых показали, что урожай в этом году ожидается неплохой, несмотря на то, что отдельные поля в Аягозском, Кокпектинском, Курчумском, Жарминском районах пострадали от засухи. Выше 17 центнеров с гектара дали убранные четыре процента площадей. Техники, топлива и зерносушилок достаточно. Погода будет теплая, сухая и солнечная, как минимум до начала сентября, обещают синоптики. Поэтому у крестьян есть возможность собрать хороший урожай.

– Имеющиеся мощности позволяют единовременно хранить почти полтора миллиона тонн зерна, – сказал руководитель управления сельского хозяйства ВКО Дюсумбай Селиханов. – Это полностью обес-печивает потребности нашей области.
Однако в ряде районов наблюдается неспешность. Она может привести к безучетности, и часть восточно-казахстанского зерна рискует уехать в Россию, отметил докладчик. В соседней стране ожидается повышение спроса в свете последних событий в Алтайском крае, где из-за неблагоприятной погоды пострадала немалая часть урожая.

– Сегодня зерно строго запрещается продавать, особенно за границу, – дал четкое указание Бердыбек САПАРБАЕВ.
– Акимы сельских округов должны контролировать это. Не надо реализовывать его сейчас по низкой цене. Сначала надо обеспечить себя. То же самое касается овощей.

В ближайшие дни во всех районах и городах должны быть созданы стабилизационные фонды. Они будут вносить свой вклад в сдерживание рос-та цен на продукты питания. В последнее время эта работа была ослаблена, и цены поползли вверх.

– Крупные оптовики оказались в сговоре и диктовали цены, – пояснил заместитель акима ВКО Нурлыбек Шерубаев. – Поэтому сезонного снижения цен на овощи практически не было.

Чтобы решить эту проблему и дать жителям возможность запастись овощами на зиму, решено заключить соглашения с поставщиками о снижении цен на 20-30 процентов (до уровня прошлого года). Удешевление должно начаться с 25 августа.
***
После совещания аким области встретился с депутатами Мажилиса Парламента РК, которые прибыли с рабочим визитом в Восточный Казахстан и встречались с населением.

Бердыбек САПАРБАЕВ рассказал о ситуации в регионе, показателях экономического развития.

– Несмотря на мировой кризис, мы не допустим снижения темпов роста экономики, – сказал глава региона. – Для этого у нас есть все возможности.

В свою очередь депутаты обещали оказывать всяческую поддержку региону в решении проблемных вопросов.

Ольга Шепель, Гульмира Асипова

Еще новости

Back to top button