Политика

Бюджет и дороги – депутатские тревоги

Вчера состоялось заседание очередной одиннадцатой сессии областного маслихата, в ходе которого депутаты заслушали четыре отчета и одну информацию. В работе сессии приняли участие первый заместитель акима области Ермек Кошербаев, заместитель акима Нурымбет Сактаганов, акимы городов и районов, начальники областных управлений и департаментов.

Бюджет и дороги – депутатские тревоги

Несмотря на то, что в повестку дня были включены пять вопросов (об исполнении областного бюджета; результатах контроля за исполнением бюджета; отчеты секретаря маслихата и председателя постоянной комиссии по депутатским полномочиям, этики и законности; о мерах по улучшению ремонта автомобильных дорог; раздел «разное»), большая часть времени ушла на обсуждение двух из них. Первый касался исполнения областного бюджета за прошлый год, второй – содержания и ремонта автомобильных дорог республиканского значения.

В докладе начальника областного управления финансов Серикказы Уразалиева главный упор был сделан на положительных моментах бюджетной политики, которые позволили нашему региону в 2012 году сохранить темпы устойчивого экономического роста.
Так, по его словам, в прошлом году поступления в госбюджет составили почти 160 млрд тенге, исполнение бюджета – 103,4, темпы роста денежных поступлений – 105,5 процента.

Перевыполнены показатели по собственным доходам. Обязательства и прогнозные задания выполнены всеми городами и районами области, кроме того сверх плана в областной бюджет поступило около двух миллиардов тенге.

В минувшем году на реализацию бюджетных программ израсходовано свыше 191,5 млрд тенге, что на 22 процента больше, чем в 2011 году.

Кстати, львиная доля этих средств – 138,5 миллиарда – направлена на финансирование текущих бюджетных программ, с помощью которых обеспечиваются гарантированные выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, социальные выплаты, стипендии и так далее.

Только на финансирование здравоохранения использовано свыше 34 млрд тенге, которые практически полностью освоены (99,9 процента). Почти 53 млрд тенге направлены на реализацию инвестиционных проектов в рамках областных программ развития.

Завершая выступление, Серикказы Уразалиев подчеркнул, можно с полным основанием утверждать, что в прошлом году по сравнению с предыдущим финансовым годом показатели освоения бюджетных средств улучшились. Практически все областные администраторы бюджетных программ (кроме управления строительства и управления сельского хозяйства) со своими задачами справились.

Другая оценка

Не столь оптимистичны в своих оценках по поводу эффективности деятельности государственных органов в части управления денежными средствами были депутаты и содокладчик по первому вопросу Айтмуханбет Курмангалиев, председатель областной ревизионной комиссии.

Так, например, он отметил отсутствие взаимосвязанности прогнозных показателей, внутренних и внешних условий, перспектив развития многих восточно-казахстанских городов и районов, указанных в Плане социально-экономического развития с утвержденными бюджетными параметрами на 2012 год.

Кроме того, по его словам, в истекшем году при отсутствии снижения темпов роста экономики, прогнозные показатели налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет почти во всех городах и районах занижены. Вместе с тем, всеми регионами области в процессе исполнения бюджета производились неоднократные уточнения доходной части в сторону увеличения. Подобные колебания не обеспечивают равные возможности развития, не способствуют заинтересованности местных властей в активном развитии среднего и малого бизнеса.

В результате, несмотря на то, что областной бюджет в течение года уточнялся и корректировался целых семь раз, неосвоенными остались свыше 900 млн тенге, при этом дебиторская задолженность возросла на 716 миллионов и превысила сумму в 1,6 млрд тенге. Основной «вклад» здесь управления строительства, чья задолженность увеличилась почти втрое.

Не все в порядке и с освоением целевых трансфертов из республиканского бюджета. Их в прошлом году было выделено почти на 30 процентов больше, чем в 2011, однако стопроцентного освоения так и не удалось добиться (недоосвоено 685 млн тенге, не реализованы семь инвестиционных проектов).

По мнению депутатов, которые после долгих и жарких дебатов все же утвердили отчет главного финансиста области, исполнительным органам впредь не следует увлекаться корректировками бюджета. Нужно ответственно подходить к планированию всех показателей еще на стадии их предварительного рассмотрения.

Дороги и ухабы

Не менее эмоциональным было обсуждение доклада Сайранбека Бармакова, директора Восточно-Казахстанского областного департамента автомобильных дорог. Народные избранники так увлеклись обсуждением прошлых дел и нынешних планов дорожников, что у них не осталось времени на заслушивание второй информации, с которой планировал выступить на сессии Серик Актанов, директор Восточно-Казахстанского областного филиала РГП «Казахавтодор». Впрочем, поскольку содержание обоих выступлений касалось одной проблемы – как в Восточном Казахстане содержатся и ремонтируются дороги республиканского подчинения (их протяженность составляет почти 3,5 тысячи километров, по сравнению с другими областями это самая большая автомобильная сеть в республике), работа была построена в форме вопросов и ответов, и в этом диалоге принимали участие оба руководителя.

Если касаться общих цифр, в целом ситуация с ремонтом дорог в последние годы более, чем оптимистичная. Финансирование всех видов дорожного ремонта (реконструкция, капитальный и средний ремонт) плюс содержание дорог составило в прошлом году почти девять миллиардов тенге (для сравнения: в 2008 году всего 4 млрд). Правда, год назад (2011) эта сумма превышала 11 млрд тенге, но если учитывать нынешние (в 2013 году) 10 миллиардов, можно прямо сказать, что в последние три года в финансовом плане дорожников Восточного Казахстана Правительство не обижает.

Другой вопрос – насколько грамотно и эффективно они используются. По мнению Сайранбека Бармакова и Серика Актанова, все средства расходуются с пользой для дела, в результате чего хороших дорог у нас с каждым годом становится больше.

Так, например, в прошлом году капитально отремонтирован десятикилометровый участок дороги «Усть-Каменогорск – Семей», проведен средний ремонт на трассах «Алматы – Усть-Каменогорск» (13 км), «Каратал – Аягоз – Бугаз» (15 км), «Усть-Каменогорск – Семей» (42 км), «Омск – Майкапшагай – Калжир – Теректы» (24 км). С 2010 года по настоящее время ведется реконструкция дорог «Таскескен – Бахты» (40 км) и «Омск – Майкапшагай» (152 км).

Не менее солидные планы ремонтов и на текущий год. Будет продолжена реконструкция вышеуказанных участков дорог, а также средний ремонт на 175 километрах других автомобильных трасс.

Кроме того, планируется произвести ямочный ремонт дорожного полотна на 70 тысячах кв. метрах, установить и заменить более 1100 дорожных знаков, нанести на 1300 км проезжей части дорог разметку.

Планы, конечно, хорошие, отметили депутаты, никто не возражает, что дороги нужно ремонтировать, и что дорожники с этой задачей в принципе справляются, только вот не слишком ли они увлекаются ямочным ремонтом?

Много претензий в адрес дорожных организаций было высказано по поводу качества работ, в ходе которых используются устаревшие технологии и оборудование, типа знаменитых «чайников с битумом», не устраивает депутатов зимнее содержание дорог, а также квалификация рабочих, плохо владеющих своей специальностью.

На все эти вопросы был дан подробный и аргументированный ответ. Да, качество ремонтов зачастую хромает. Не все подрядчики ответственно относятся к выполнению заказов. В этой связи будет усиливаться технический контроль и авторский надзор.

По поводу «латания» дыр и ям на дорогах. К сожалению, другого выхода пока нет, поскольку средств недостаточно на проведение всех необходимых ремонтов.

– В свое время, – отметил Сайранбек Бармаков, – мы не могли соблюдать межремонтные сроки, в связи с чем дороги разрушались быстрее, чем их восстанавливали, теперь денег у нас побольше, но все равно не хватает, чтобы привести все дорожное хозяйство в полный порядок.

Есть проблемы с подготовкой кадров. Объемы большие, а квалифицированной рабочей силы мало. В этой связи планируется более тесно сотрудничать с местными средними и высшими учебными заведениями. ВКГТУ, к примеру, уже в ближайшее время обещает выделить 30 грантовых мест для подготовки дорожников.

Выслушав ответы руководителей двух главных дорожных ведомств области, депутаты рекомендовали им заниматься дорожным ремонтом, используя последние достижения науки и техники, в том числе разработки наших местных ученых (технологию укладки сернистого асфальтобетона, к примеру). Также высказано пожелание в адрес областного управления экономики и бюджетного планирования с просьбой рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования в рамках текущего ремонта, а также выделения средств на закуп машин и механизмов, используемых для зимнего содержания дорог.

В ходе сессии были заслушаны отчеты о проделанной работе секретаря областного маслихата Григория Пинчука и председателя постоянной комиссии по вопросам депутатских полномочий, этики и законности Александра Гречухина.

В заключение в разделе «разное» депутаты внесли ряд изменений и дополнений в ранее принятые решения, утвердили Правила благоустройства населенных пунктов области и Комплексный план по энергосбережению и повышению энергетической эффективности региона.

Владимир Минченко

Еще новости

Back to top button