Звалась поварихой, ваяла скульптуры
Охотник с гончими собаками и беркутом в руке приветствует гостей Зайсана у въезда в город.
Главной фигурой в детском аттракционе, самом любимом месте детворы в летнее время, является мать, которая высоко над головой на вытянутых руках держит верхний круг юрты – шанырак.
Автором скульптурных композиций является Куралай Ракымбаева. Заметим, город ныне начал наряжаться с особенным изыском. Украшают его зелень, цветы, иногда вдоль по всей улице, легкие, а иногда и серьезные декоративные конструкции. Среди них – одиннадцать работ Куралай.
Скульптуры выставлены в парках, на аллеях, вдоль улиц города, на территориях некоторых учреждений, в музее, зале гостиницы. Над некоторыми заявками зайсанский ваятель продолжает работать. В душе ее больше привлекают сюжеты, связанные с преданиями, народными традициями, но это не мешает Куралай обыгрывать и современные темы. Фонтан с дельфинами у районного Дома культуры, к примеру. На стадии изготовления – несколько пар лебедей, правда, не совсем еще «оперившихся». К лету, изогнув шеи, птицы пойдут, «поплывут» – тут для них водоемов раздолье.
Работает она и в монументальном жанре. Скульптура легендарного Бауыржана Момышулы стоит на территории воинской части. Кайрат Рыскулбеков – на аллее, которая носит имя этого борца за независимость родной страны. К лету готовится открытие парка имени Абая. К этому событию нужно закончить памятник поэту…
…Куралай из небольшого и далекого от всех центров аула Ахметбулак, что в Тарбагатайском районе. Увлечение изображением людей, птиц, зверей пришло к ней еще в детстве. Оно, по ее словам, перешло к ней от родственников по материнской линии. Подражая им, лепила все: из глины, воска, пластилина, из любого податливого материала, который попадался под руку. Эта увлеченность после средней школы привела ее в колледж изобразительного искусства. Как оказалось, в те развальные годы особой нужды в услугах скульптора не было, тем более в сельской местности. Где и кем только не приходилось работать!
Бывало, значилась в ведомости поваром, хотя на самом деле с полной отдачей занималась тем, в чем раскрывалась ее душа – ваятельством.
Но вот пришло время, у архитектуры города Зайсана открылось, как говорят, второе дыхание. Встал вопрос о монументальном преображении города, для чего необходим был профессиональный скульптор. Им и стала Куралай.
…В альбоме – эскизы и наброски. В них – знакомые с детства персонажи преданий и сказок. Вот Асан-кайгы на верблюдице Желмая, неутомимый искатель земли вечного счастья. Отдельная тема, связанная с лошадьми: всадник, добивающий хищника. Жокей в момент конной игры. Композиция с полудикой лошадью и ее укротителем уже воплощена в камне, установлена на главной улице города. Трогательны сюжеты о матери и ребенке.
В основе скульптурных работ зайсанского ваятеля – простые материалы: цемент и песок. Тем временем, горный край, на взгляд Куралай, богат разнообразными поделочными камнями. Тут гранит, мрамор, другие ценные натуральные породы.
Дома она хранит декоративную вазу с интересными узорами. Первая проба в этом жанре получилась удачной как с точки зрения обжига глины, так и художественного оформления.
Зайсанский район