Культура

Знаешь ли ты казахский язык, Дездемона?

Знаешь ли ты казахский язык, Дездемона?

Кто в ответе за воспитание грамотной, интеллигентной и патриотичной молодежи? Этим вопросом задались актеры Восточно-Казахстанского областного драматического театра во время премьеры комедийного спектакля с глубоким философским значением «Тіл табысқандар» кыргызского писателя Мара Байжиева.

На русский язык постановка переводится как «Нашедшие общий язык». Это спектакль об интеллигентной семье, где отец – уважаемый преподаватель казахского языка, хранительница домашнего очага также образованная и устроенная в жизни женщина. Между собой они разговаривают на родном языке, а вот с дочерью Дездемоной – на русском. Результат такого общения – подросток не владеет государственным языком. Через одну семью молодой алматинский режиссер Ержан Кауланов не только сумел раскрыть проблемы языковой политики, взаимоотношений разных поколений, но и поднял вопрос о том, что в современное время казахи забывают родные корни, в погоне за лучшей жизнью отдаляются от золотой колыбели – бескрайних аулов. Кстати, руководство областного театра не в первый раз приглашает режиссеров из других областей и городов Казахстана. Скажем больше – такое взаимное сотрудничество стало доброй традицией.

…События происходят в квартире. Супруги собираются на отдых за границу, но не знают, с кем оставить дочь. Будто услышав молитвы отчаявшихся, в гости из деревни приезжает старшая сестра главы семьи – Болдухан. Казалось бы, проблема решена: Дездемона остается с теткой. Но тут выясняется, что они совсем не понимают друг друга. Если бы не студент, который пришел к педагогу поставить зачет, то об отдыхе супругам пришлось бы забыть. Молодой бакалавр Аскар, который более-менее знает казахский и русский языки, помогает Болдухан и Дездемоне наладить общение. Вначале юноша исполняет роль переводчика ради заветной отметки в зачетной книжке, но чем дальше развивается действие картины, тем труднее ему справиться с чувствами.

– Современные люди в хлопотах и заботах забывают о важных и ценных вещах. Они отдаляются от родственников, меньше времени уделяют воспитанию молодежи, забывают о своих корнях, – сказала исполнительница роли Болдухан Гульбакыт Бактыбаева. – Кто в ответе за воспитание грамотного, образованного, уважающего традиции и обычаи своего народа молодого поколения? В первую очередь – родители. К премьере готовились несколько месяцев. Несмотря на молодость, Ержан Кауланов – ученик заслуженного деятеля культуры Казахстана Жаната Хаджиева – сумел тонко и четко показать важные проблемы нынешнего дня, взаимоотношения городских и деревенских жителей.

В кульминации постановки не понимающая казахскую речь Дездемона заговорила на языке предков, не знающая русского Болдухан стала изъясняться на нем. Аскар наконец признался в любви своей «подопечной» и понял, что его чувства взаимны. Вернувшиеся из отпуска родители не нарадуются таким переменам. В принципе, такой финал был ожидаемым и предсказуемым, пока не выяснилось, что все происходившее главе семьи просто приснилось.

– Очень неожиданное завершение спектакля, – поделился своими впечатлениями студент второго курса ВКГТУ им. Д. Серикбаева Дархан Досымбек. – На протяжении всей постановки мы радовались за успехи девушки, за влюбившегося студента, наблюдали за отношениями тети и племянницы. Помните момент, когда гостья просит Дездемону помочь ей накрошить лапшу. «Тура!» («Кроши» – пер. с каз.яз.) – приказывает женщина. «Что?! Я – дура? Сама ты дура», – кричит Дездемона. Эти и многие другие моменты наглядно показывают нам, к каким конфликтам может привести непонимание языка. Интересный сюжет, великолепная игра актеров.

Хочется верить, что спектакль оставил след в сердце каждого зрителя. Возможно, кто-то уяснил нравственные уроки Мара Байжиева и сделал соответствующие выводы, а если кто-то не понял тонкой режиссерской мысли, то советуем посмотреть постановку еще раз.

Насихат Оркушпаева

Еще новости

Back to top button