Златогривые аргамаки Бошая Китапбаева
Почетному гражданину Восточно-Казахстанской области Бошаю Китапбаеву исполнилось 90 лет.
У человека даже не восемь граней таланта. Их неизмеримо больше. Фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны, ветеран и герой труда, кавалер двух орденов Ленина, «тридцатитысячник», звездный председатель известных колхозов, ученый, кандидат сельскохозяйственных наук, признанный знаток лошадей, автор нескольких книг, в том числе о родословной найманов. Все сказанное справедливо относится к одной личности – Бошаю-аксакалу.
Признаемся, что долго набирались мужества, прежде чем обратились к Б. Китапбаеву с просьбой о встрече. Как человек-эпоха он объединяет в своей жизни и судьбе целых два столетия, исполненных драматизма и великих событий.
Встречался, был хорошо знаком с известными государственными и политическими деятелями, между тем всегда оставался близким к родной земле и своему народу.
Энциклопедические знания, феноменальная память, эмоциональность, ораторское мастерство, его крутой нрав кого угодно ввергают в шок, вызывают невольный трепет. Впрочем, медаль «За отвагу» в 1943 году, наверное, не за стеснительность в бою вручена нашему собеседнику?
Его знали, о нем писали народные поэты и писатели. Что можно еще добавить к строчкам, вышедшим из-под пера классиков и мэтров? К истинам, уже звучавшим из уст патриархов отечественной истории и культуры?
Только свое личное мнение, слово и видение. Начнем с простого. Он родился в Катон-Карагайском районе. Еще в школьные годы, читая книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», не каждый школьник в Катон-Карагайском районе знал об очевидном. Человек, который в некоторой степени повторил подвиг Алексея Маресьева, живет в селе Новоберезовке Большенарымского района. И не только живет, а еще трудится. Причем не кем-нибудь, а председателем знаменитого колхоза имени Ленина, да еще как работает! Является Героем Социалистического Труда.
Тогда в голову не могло бы прийти, что спустя сорок лет, наяву встречусь с героем, совершившим очередной гражданский подвиг, написавшим серию жизненных книг. Свежее издание носит характерное название: «Айта-айта Алтайды, Бошай ата да қартайды». В нем кроется юмор, определенное лукавство, присущее сильной личности. Не каждый автор признается, что воспевая родной Өр Алтай, он состарился под бременем творческой сверхзадачи. Но признание возраста как раз является победой над годами.
– Какая у меня есть мечта? – переспросил Бошай-ата, характерным, «фамильным» движением, вскинув голову. Оно присуще горделивому орлу, непокорному скакуну на воле. – Можно ли меня назвать человеком без мечты? Если я ни о чем не жалею, доволен жизнью и судьбой? Все, к чему стремился и о чем мечтал, на самом деле сбылось, слава Аллаху! О многом вы прочитаете в этой книге…
У нас тоже осуществилась давняя мечта: получить из рук автора бесценный фолиант с дарственной надписью. С особым изяществом выводит аксакал буквы чернильной ручкой. Каллиграфический почерк. Рука не дрогнет ни на миг, дыхание не сбивается, словно это не перо, а винтовка на огневом рубеже с чувствительным курком. Ждем ответа на еще один сокровенный вопрос: как родилась идея книги о родословной найманов и современных земляков?
– Человек не должен исчезнуть бесследно! – убежден Бошай Китапбаев. – Должна сохраниться хотя бы какая-то память о нем. К сожалению, иногда не остается ничего.
Если где-то была традиция все необходимые сведения о рождении, смерти людей записывать в церковные книги, то в юные годы аксакала со статистикой и демографией обстояло иначе. Сказались исторические события и войны. Прервалась естественная связь поколений, традиции дедов о необходимости знать родословную до седьмого колена. Велика магия устного слова, но еще сильнее становится оно, когда запечатлено на бумаге. Так появилась задумка о книге «Шежире» (родословной жителей ряда районов).
Книги летописца (иначе не назвать) сразу становятся библиографической редкостью, вызывают споры, находят одобрение. Переиздавались с дополнениями, а сегодня уже составляют пять увесистых томов. Известный в стране литератор Гафу Каирбеков по словам автора в свое время сравнил такое творчество с полноценной диссертацией.
В чем секрет популярности книг Б. Китапбаева. В них написано о далеком прошлом и сегодняшнем дне. В одном из дальних сел Катон-Карагайского района мы увидели на почетном месте двухтомник «Шежире», изданный в 1994 году.
Радушные хозяин и хозяйка очага безошибочно находят нужную страницу. Показывают генеалогическую ветвь своей семьи, по отдельности: отца, тестя, свекра. На первый взгляд, читать нечего. Одни имена и схемы. Однако за каждым именем живая история, генетическая цепь. Как горько сожалеют те, кто не знает своей родословной. Она сейчас нужна не для выполнения домашнего задания, что получены внуками, правнуками, не для оценки в дневнике.
Предисловие к «Шежире» написал Оралхан Бокей, а ему нынче исполнилось бы 70 лет. Классик, сам вошедший в историю, назвал труд аксакала наследием для потомков.
Так Бошай-ата обуздал норовистого скакуна по имени Пегас из области литературы. Его отец был табунщиком, а мать готовила кумыс. С детских лет в седле, впитал в себя безмерную любовь к лошадям. О победах его скакунов на уровне республики писал знаменитый Габит Мусрепов. Не зря Герб Казахстана украшают кони с золотыми гривами…
В годы работы в колхозе имени Ленина количество лошадей составляло около 1000-1500 голов, было много и крупнорогатого скота. По опыту предков возникла идея о пастьбе на высокогорных джайляу. По договоренности с приграничными районами Алтайского края России шесть месяцев в году пасли скот по берегам реки Катуни. Тогда даже построили деревянный мост через нее. Теперь по обе стороны большой таежной артерии созданы заповедники.
Осенью и весной большое кочевье трогалось на запад или восток. Иногда впереди, а порой сзади можно было видеть «уазик» председателя колхоза военной сборки. При виде него непременно напрашивалась аналогия с армией. На переднем сиденье, будто командир полка, сидел Бошай Китапбаев, выводящий колонну на прорыв. Не потеряв ни одной единицы техники, вверенного имущества, людских ресурсов, поголовья животных. Как жаль, что командиров производства такой закалки сегодня не хватает особенно.
Аксакал помимо литературных памятников создал и мемориал фронтовикам рядом с селом Кабырга. Выезжая из Катон-Карагая в направлении восхода, вы обязательно увидите его слева от дороги, в самом сердце Өр Алтая!
Өр Алтай, не властны годы над тем, кто тебя воспел!