Общество

Жизнь в паутине бездействия

Жизнь в паутине бездействия

С каждым годом виртуальное пространство отвоевывает все больше времени у реальности. Наши дома оборудованы всевозможными гаджетами, обеспечивающими выход в интернет: сотовые телефоны, компьютеры, планшеты, электронные книги, телевизоры… Кажется, еще немного и изобретатели даже унитазы «научат» улавливать Wi-Fi. Безусловно, жизнь, опутанная виртуальной сетью – яркая и интересная: один клик, и в твоих руках вся информация, накопленная человечеством за тысячелетия. Но не стоит забывать, что интернет – не что иное, как паутина, и если потерять бдительность, можно в нем совсем запутаться и из современного продвинутого пользователя превратиться в наивную жертву…

Верить нужно через раз

Сегодня практически у каждого есть профиль в той или иной социальной сети. С одной стороны, это отличная возможность поддерживать отношения с друзьями и знакомыми, которые живут за тысячи километров. Вы в курсе их событий, не забываете поздравить с важными датами. Кроме того, в соцсетях размещают страницы с частными объявлениями, публикуют городские новости, предлагают различные товары и услуги…

Это позволяет следить за всеми событиями. Но чаще всего мы не вдаемся в подробности и за день «съедаем» массу информации, солидной частью которой легко можно «отравиться».

Недавно к нам в редакцию обратилась женщина, рассказавшая о вопиющем случае. Якобы в горку, которую ежегодно ставят и заливают возле местного Дворца культуры, какие-то мерзавцы воткнули лезвия. Много ребятишек порезались, кого-то даже увезли на скорой. Обеспокоенная мама возмущалась порядком в городе. Много «лестного» пришлось услышать о работе местных властей и полицейских, пустивших все на самотек…

Информацию о лезвиях та самая женщина почерпнула в соцсети. Она отметила, что размещенная кем-то заметка уже набрала тысячи «классов», с ней ознакомились многие зыряновцы. Долго искать первоисточник не пришлось. Заметка на самом деле была. Но… размес-тил ее не зыряновец, а житель одного далекого российского города. Просто у них тоже есть местный Дворец культуры и спорта, рядом с которым зимой всегда строят снежный городок с горкой.

Учитывая, что у каждого из нас в интернет-друзьях десятки иностранцев, ничего удивительного в этой путанице нет. Видимо, кто-то из местных интернет-пользователей увидел знакомые слова: «горка возле Дворца» и не удосужился проверить, о каком именно городе идет речь. Поставил под заметкой «класс», и она попала в поле зрения всех его друзей-зыряновцев, ну а далее информация разнеслась по компьютерам горожан, как снежный ком, обрастая все новыми подробностями. Народ гудел, после обязательного для любой заметки коммента: «Ужас, до чего город довели», «запели» и про плохие дороги, и про шпану, собирающуюся в подъездах.

Был в преддверии Нового года и еще один похожий случай. Также в соцсети появилась заметка про брошенного в поселке Октябрьский (такой есть в Зыряновском районе) новорожденного. Писали, что ребенок уже в больнице, ему требуются одежда, памперсы и многое другое. Призыв о помощи «классами» поддержали многие зыряновцы. В комментариях обсуждали бессердечную мамашу, говорили, что ребенка нужно отдать усыновителям. Нашлись и те, кто уже хотел бы забрать бедного малыша…

Некоторые и вовсе призывали горожан не остаться равнодушными и помочь крохе, собрав средства. Лишь единицы при этом догадались проверить, где же именно расположен поселок. На самом деле, речь шла об одноименном населенном пункте в Костанайской области…

Помогите, люди добрые, — на пятый айфон не хватает

Отдельная тема – благотворительность, к которой призывают в виртуальном пространстве. Каждая третья заметка в ленте новостей – крик о помощи родителей больных детей. Помогать друг другу – это правильно, но если имеешь дело с интернетом, лучше десять раз перепроверить, чтобы в итоге заработанные непосильным трудом деньги попали действительно к нуждающимся людям. Не секрет, что любой человек может завести хоть с десяток профилей в соцсетях под разными именами и просить финансовой поддержки, прикрываясь чужими фотографиями.

Проверенный вариант – поддерживать отношения с официально зарегис-трированными благотворительными фондами. У нас в Казахстане хорошо себя зарекомендовал Павлодарский благотворительный фонд помощи детям с онкозаболеваниями. Он помог многим малышам и подросткам из Казахстана, в том числе из нашего региона.

Часто в сети размещают просьбы помочь какой-то малообеспеченной семье. Недавно такой призыв на страничке объявлений Зыряновска увидела жительница нашего города Айгуль (имя изменено). Просили одежду для двух девочек и мальчика, семья которых попала в трудное положение. У девушки как раз накопились детские вещи. Она написала человеку, опубликовавшему заметку, спросила, в какой именно ситуации оказались люди. Бывает всякое: одним требуется работа, другим помощь в оформлении документов. Но ей ответили, что ничего кроме вещей и обуви не нужно.

– Пыталась в переписке выяснить подробности, но все ответы были слишком краткими, – вспоминает Айгуль. – Девушка сказала, что просит для старенькой соседки, которая воспитывает внуков, пока непутевая мамаша гуляет. Якобы старшему ребенку даже в школу идти не в чем… Сразу обратила внимание, что страничка, автор которой разместил призыв о помощи, заведена совсем недавно. У человека нет в сети друзей, в его ленте не отмечены никакие события.
Профиль явно одноразовый. Собеседница предлагала встретиться где-нибудь в центре, чтобы забрать у меня вещи, но позже все же поддалась моим уговорам и написала адрес. Мы с мужем собрали детскую одежду и отправились в гости к бедной бабушке…

По словам Айгуль, домик у несчастной совсем не вызывал сочувствия. Крепкий и добротный, окруженный надежным забором, рядом машина. К подъехавшим вышла женщина лет пятидесяти, хорошо одетая… Но самое главное, адрес оказался девушке знакомым… Именно этим людям несколько месяцев назад она по просьбе подруги отвозила заказ из интернет-магазина. Недешевый, прямо скажем, заказ: дорогие детские игрушки, книги, косметика…

– Привезенные вещи мы все-таки отдали, – говорит Айгуль. – но на душе, признаться, было паршиво. Не исключено, что одежду и обувь тщательно отсортируют и часть отправят на помойку. Хотя кому-то она, действительно могла бы пригодиться… В будущем подобную ошибку лично я уже не допущу.
Теперь понимаю, что лучше узнавать о семьях, которые действительно нуждаются в помощи, в школах или же акимате.

Любовь, ценою в сотни тысяч

Интернет-сообщества – благодатное поле для мошенников всех мастей. Есть немало схем развода доверчивых граждан. В основе большинства – взлом страничек ваших друзей и рассылка от их имени разных просьб. С одной такой ко мне недавно обратилась подруга. Написала, что у них дома новый номер телефона, просила набрать, чтобы проверить, все ли работает. Сообщение от нее пришло почти в 12 часов ночи, но это нормально: мы обе частенько засиживаемся за компьютером, работая над материалами. Впрочем, сомнения все же возникли. Попробовала найти данный номер в просторах интернета, но «гугл молчал».

Подруга тем временем отправила новое сообщение, сообщив, что первый раз ошиблась и написала не тот номер. Все еще сомневаясь, попросила ее маякнуть мне на сотку, чтобы убедиться, что за компьютером на самом деле она, а не хакер. Собеседница заволновалась, стала возмущаться. При этом допустила в тексте немало орфографических ошибок… Такого с моей подругой, которая окончила филфак, быть попросту не могло. Стоило посоветовать взломщику «подтянуть» русский, как он тут же ретировался, выйдя из сети.

Позднее нашла информацию, обнародованную Казахтелекомом, о платных номерах, звонки на которые влетают в копеечку. Все они начинаются на 8-809…Стоимость минуты – до 550 тенге. За эти деньги клиентам обещают раскрыть тайны судьбы, оказать развлекательные услуги, решить семейные проблемы, познакомить с будущей второй половинкой…

Один из зыряновцев, к примеру, заплатил за общение с милой дамой более 100 тысяч тенге. Невиданная щедрость, учитывая, что вживую он свою избранницу даже и не видел, довольствовался лишь ее нежным голосом.

– Молодой человек по имени Саша познакомился в социальных сетях с девушкой Викторией, – рассказывает начальник штаба Зыряновского РОВД, майор полиции Асель Сулейменова. – Обменявшись номерами сотовых телефонов, они потом часто созванивались. Затем девушка попросила перезвонить ей на домашний номер, сославшись на то, что ее сотовый плохо поддерживает связь, при этом домашний номер начинался на 8-809-…. Она уверила, что оплата не производится, но когда Саша набрал номер, его уведомили, что стоимость одной минуты разговора составляет 550 тенге. Девушка заверила, что это простая отговорка, чтобы ее не беспокоили. Однако после разговора АО «Казахтелеком» выставило парню счет более 120 000 тенге… Дело осталось нераскрытым.

Подобных случаев в практике зыряновских полицейских немало. Но сколько бы они не предупреждали и не предостерегали людей, все равно находятся доверчивые, которые ловятся на приманку мошенников.

Про злобных троллей и бедных хомячков

Каждый, кто часто гуляет по просторам интернета, знает, что обсуждение многих актуальных тем в итоге обычно «скатывается» к грязной базарной перебранке. Психологи давно заинтересовались особым видом онлайн-хулиганства – троллингом. «Тролли» всеми силами стараются спровоцировать эмоциональную перепалку, травлю других участников обсуждений. Жертв, то есть обычных пользователей, при этом нелестно называют «хомячками». Цель процесса – вывести собеседника из себя, оскорбить, унизить, получив при этом порцию внимания, пусть и негативного. Психологи отмечают, что обычно «тролли» неудачники в реальной жизни, люди которым не хватает живого общения и признания, либо же энергетические вампиры, получающие подпитку, унижая других.

Троллинг с целью повышения самооценки – относительно безобиден. Опаснее заказной, когда кто-то за деньги пытается столкнуть людей лбами, привести, к примеру, к межнациональному конфликту или даже волнениям в стране.

Будучи активными пользователями, мы думаем, что владеем обширной информацией, на самом деле, очень часто нас используют, вовлекая в пустые и энергозатратные разборки. Обсуждая проблемы виртуально, мы часто забываем, что решать их нужно в реальности.

Приведу незначительный пример, отражающий впрочем всю суть онлайн-активности. В новогодние праздники многие зыряновцы стонали в соцсетях от обильного снега, который завалил город. Энергии было затрачено масса. Если хотя бы с частью того виртуального воодушевления люди взялись за лопаты и вышли на улицу, дворики выглядели бы иначе. К слову сказать, в одном из зыряновских домов живет замечательная 70-летняя бабушка, которая знать не знает, что такое логин, пост, хэчтэг, лайки, зато после каждого снегопада обязательно выходит во двор и расчищает дорожку. Ей одной удается то, что не под силу тысячам онлайн-пользователей. Очень показательно, не считаете?

…Стоит помнить, что впустую ругая современность и власть имущих, сетуя на то, как плохо стало жить, мы не движемся вперед, а все глубже запутываемся в липкой паутине бездействия…

P.S. В следующих номерах мы продолжим рассказывать о виртуальных опасностях, поделимся неутешительными результатами исследования, цель которого – проверить, чем увлекаются наши дети в социальных сетях.

Ксения Мецлер

Еще новости

Back to top button