Зайсанская минералка могла бы стать брендом
Несколько лет назад на технологической линии предприятия «Зайсан сулары» была произведена генеральная реконструкция. Она осуществлена в рамках частно-государственного партнерства – 50 процентов ставки вознаграждения через фонд «Даму» взял на себя республиканский бюджет.
Новая автоматизированная линия в действии уже несколько лет. Но той отдачи, которую ждали от нее и на предприятии, и потребители, и тем более государственная казна, солидно вложившаяся в реконструкцию, все еще нет.
По этому поводу исполнительный директор предприятия Рустем Маматов утверждает, что проектная мощность линии – 160 тысяч бутылок минералки в месяц. Что касается производства такого объема, то тут никаких проблем попросту быть не может: технология отработана, коллектив опытный.
На четверть мощности
Более того, если потребуется, можно идти на дополнительные объемы, подключив прежнюю ручную линию мощностью 100 тысяч бутылок в год, которая стоит, так сказать, на запасных путях. Экономическим обоснованием реконструкции, поддержанной госбюджетом, в свое время и служил такой расчет, что на рынке лечебной питьевой воды области потребуются именно такие объемы. На сегодняшний день, к сожалению, на реализацию идет не более 20-25 процентов продукции, которую предприятие могло бы производить на новой линии без особого напряжения.
Что мешает зайсанской минералке, которую люди с различными проблемами здоровья ждут и, не для красного словца будет сказано, не дождутся в полном объеме, занять на рынке свою достойную нишу? «Главная причина – ошибочное представление торгующих организаций о ценах на продукцию, – уверен Рустем. – Мы производим именно минеральную воду, которая по своим лечебным качествам сопоставима со знаменитыми кавказскими. А в торговых сетях по ценам их сравнивают с обычными питьевыми очищенными водами и мало изъявляют желания брать на реализацию».
На рынок Зайсана, например, поступает полтора десятка видов очищенной питьевой воды. Цены на нее, естественно, в полтора-два раза ниже, чем на местную минеральную. Имеющие же давнюю славу кавказские лечебные воды стоят в полтора-два раза дороже нашей зайсанской. Это, естественно, на цены ввозимой продукции, да из такой дали, накладывается стоимость привоза.
Столь подробно описывая ситуацию, Рустем заостряет внимание на том, что в течение более десяти лет минеральная вода местного производства живет в конкурентной среде и, если говорить о зайсанском рынке, успешно ее выдерживает. Основная масса ее сбыта приходится именно на местный, зайсанский рынок. Но, следует сказать, что и внешние рынки не обделяют ее вниманием. Сделки с торговыми организациями сопредельных районов Китая находятся на стадии согласования.
Несколько лет назад через Торговую палату России удалось выйти на предприятие «Живая вода» в Новосибирске, с которым налаживаются торговые отношения. Уже в первой половине этого года сибиряки вывезли солидную партию «Зайсанской минеральной воды». Кстати, подкупила россиян помимо всего прочего ее специфическая особенность – содержание в ней кремниевой кислоты, которая, по мнению тамошних исследователей, придает продукту дополнительные лечебные свойства.
История становления отечественного малого и среднего бизнеса, которые, в принципе, должны стать стержнем экономики, то и дело напоминает о том, что главные трудности здесь связаны не с производством товаров и изделий, а в большей степени – их продвижением. Заметим, в Зайсане есть предприятия, выпускающие прос-тую очищенную питьевую воду, судя по результатам лабораторных исследований, очень хорошего качества. И у них проблемы упираются в сбыт.
Говоря об этом, мы отдаем себе отчет, что продвижение изделий собственного производства – дело рук самого товаропроизводителя. С этой точки зрения в «Зайсан сулары» сложа рук не сидят. Об этом говорят работы, проводимые ими с торговыми компаниями из соседних стран. Кроме того, по словам исполнительного директора предприятия, идет поиск путей для выхода в Астану, Алматы, Павлодар, другие города Казахстана. Куда-то из них уже отгружена «пилотная партия» продукции, в других – ведется договорный процесс с дистрибьюторами.
Стоит сказать и о том, что со дня выдачи «на гора» первой продукции предприятие становится постоянным участником всех ежегодных республиканских и международных выставок. Неизменно его изделие побеждает в той или иной номинациях. Парадоксальность ситуации заключается в том, что высокие оценки и лестные отзывы, полученные на авторитетных выставках, если и работают на популяризацию этой, весьма нужной потребителям, позволю себе сказать, социальной продукции, то на реальное продвижение ее на рынок почти не отражаются.
Создается впечатление, что в большей степени заинтересованность в таких выставках проявляют товаропроизводители, которым необходимо показать товар лицом, расширять территорию его продажи. И в несравнимо меньшей степени – отечественные торговые компании, от которых, по существу, зависит дальнейшая судьба любой произведенной продукции. Может быть, такое положение можно отнести к издержкам периода становления отечественного частного бизнеса. На наш взгляд, без энергичного участия сферы торговли весьма проблематично в должной мере «раскрутить» отечественный товар, продукцию или изделие, даже способные стать брендами.
Помнится, сорок лет назад в тогдашней Зайсанской геолого-гидрологической партии с гордостью говорили о минеральной воде, найденной ими на горном плато недалеко от районного центра, и о высокой оценке, данной ее лечебным свойствам Всесоюзным НИИ минералогии и курортологии в Москве. Ожидалось, что вот, мол, фонтаном забьет вода, наладится выпуск лечебной воды на промышленной основе, исчезнет дефицит, население с ее помощью получит исцеление от многих недугов.
До централизованного осуществления проекта тогда дело не дошло. Первые частные попытки реализовать его в новое время также не дали результата. Но вот, в конце концов, на уникальный источник пришел инвестор из местных предпринимателей, начал его промышленное освоение. Своим участием в капитальной реконструкции технологических линий государство подтвердило важность проекта как в экономическом, так и в социальном аспектах, в частности, защите здоровья населения.
На предприятии представили корреспонденту целый «букет» заключений о результатах медицинских, химико-бальнеологических и других исследований, проведенных в последнее время известными научно-исследовательскими институтами страны. Но и без них население нашей области наслышано об этой целебной воде и ее уникальных свойствах. Только вот редко где в торговых точках областного центра, городов и районов Восточного Казахстана присутствует она на прилавках. Это тот случай, когда продажа не поспевает за производством.
Зайсанский район