Занавес истории открыл казахский быт
«Все течет, все меняется», – говорил когда-то известный древнегреческий философ Гераклит Эфесский. И сегодня ничего не стоит на месте. О прошлом мы узнаем через книги, учебники, кинофильмы, а также выставки, которые выступают связующими нитями между ушедшим и настоящим.
Одна из таких выставок открылась в малом выставочном павильоне Левобережного комплекса. Называется она «Наследие и современность». Здесь представлены изделия декоративно-прикладного искусства казахов XVIII – начала XXI веков.
– Первая подобная выставка проходила в прошлом году, – рассказывает экскурсовод Маншук Бедельбаева. – Нынешняя отличается от предыдущей не только разнообразием экспонатов, но и техникой их исполнения. В основном представлены работы восточно-казахстанских мастеров и умельцев. В частности из Риддера, Усть-Каменогорска, Семея, Уланского, Зайсанского районов.
Образцы национальной посуды, кумысный набор, различные панно, футляр для пиал, сундучок для хранения украшений, внутреннее убранство юрты – все это и многое другое раскрывает быт, культуру и образ жизни кочевого народа. Традиционные коврово-войлочные изделия отличаются новыми вариациями орнамента, техникой, сочетанием цветов.
Привлекают внимание вышитые предметы. Это прежде всего тускиизы – великолепные настенные ковры, выполненные в древней тамбурной технике, аяккапы – сумки для посуды. Впечатляет тамбурная вышивка шелковыми нитями «Легенда Алтая» семейной четы Мухамеджана Зейнелхана и Гулжай Хусман.
– На этом панно мы видим в центре народный инструмент – кобыз, а рядом древний тотем казахов – волка, – замечает экскурсовод. – Отмечу, что с именем Мухамеджана Зейнелхана связано возрождение тамбурной вышивки – біз кесте.
Навыки вышивки крючком член Союзов художников Казахстана и Монголии Зейнелхан перенял у своей супруги. И это дело ему настолько понравилось, что он даже превзошел ее. Когда люди узнают, что автор картин мужчина, удивляются. Мухамеджан привык слышать, что он занимается женским делом, но это его нисколько не обижает. «Искусство не может делиться на женское и мужское», – с улыбкой говорит он.
Произведения другого мастера – уроженца Тарбагатайского района Сержана Баширова отличаются оригинальностью замысла и высоким уровнем исполнения. Ювелир создает необычные формы изделий, насыщенные национальной символикой, при этом соответствующие образцам авангардного дизайна.
– Каждая работа Баширова уникальна, – резюмирует Маншук Бедельбаева. – Однако выделю выполненный им триптих «Пайцза». Для его создания он использовал различные материалы: кость, металл – латунь, медь, дерево, пластик и такие камни, как сердолик и бирюза.
Самобытное яркое искусство народных умельцев и профессиональных мастеров поражает разноцветьем палитры и высоким уровнем исполнения. Выставка раскрывает все грани национального прикладного искусства, подтверждая преемственность традиций и неиссякаемость народного творчества.