Культура

«Забористая» фотография гостя из Германии

«Забористая» фотография гостя из Германии

В Восточно-Казахстанском музее искусств открылась персональная выставка немецкого фотохудожника Дитера Зайтца – «Виртуальные ландшафты».

На открытие вернисажа пришли деятели культуры, фотографы, студенты, ценители искусства, представители немецкого культурного центра.

Дитер Зайтц увлекся фотографией в 14 лет, самостоятельно изучал различные техники съемки, набирался опыта. Зайтц живет то в Бонне, то в Берлине.
Сейчас он много путешествует по Казахстану.

– Фотография – это мое первое образование, – рассказывает гость. – Много лет работал исследователем в области социологии, а также управляющим персоналом в большой компании. И семь лет назад снова стал фотографировать, уделял этому увлечению больше сил и времени. Меня всегда привлекала документальная фотография.

Выставка «Виртуальные ландшафты» отражает обе сферы деятельности автора. Фотографии Дитера – это особый взгляд извне на реалии современного Казахстана. Некоторые детали городских пейзажей кажутся знакомыми и даже типичными. К примеру, соседство одноэтажных, почти деревенских улочек с высотными жилыми комплексами. Заборы, огораживающие строительные площадки, завешенные баннерами с видами природы, превращаются на фотографиях Дитера Зайтца в символ наступающей урбанизации.

– Значение этой выставки трудно переоценить, – говорит сотрудник музея искусств Лариса Мартынова. – Она позволяет взглянуть на городской пейзаж со стороны. Дитер документирует колоссальные изменения во всех сферах жизни нашего государства. И это свидетельство предназначено для внешнего мира, который, несмотря на все средства современной массовой информации, знает о нас очень мало.

Фото показывают, что в своих путешествиях гость из Германии увидел очень разные города Казахстана. Везде чувствуется наличие и взаимовлияние трех культурологических пластов: традиционного тюркского, постсоветского и европейского. «Все три направления, – говорит он, – сосуществуют вместе, идут параллельно, иногда разными путями».

– Мы живем далеко отсюда, и все, что мы знаем о Казахстане, – это Байконур, орел на флаге, – говорит Дитер. – Своим творчеством хочу показать настоящий Казахстан – как он строится, какие люди здесь живут. Примечательно, что в Германии стройки тоже закрывают баннерами, но там сплошная реклама. Здесь же на растяжках изображена природа. Уже потом, вдаваясь в детали, понял, что культура Казахстана отличается от определенного исторического развития других государств постсоветского пространства. Мне интересно приехать сюда еще раз. Так что решил начать проект развития культуры в Казахстане на основе фотографий.

Дитер Зайтц побывал в Астане, Караганде, Алматы, Атырау, Темиртау. А теперь на очереди город металлургов – Усть-Каменогорск. Здесь он также провел ряд семинаров, поделился опытом. Кстати, фотографии Дитера – это не коллажи, никаких монтажей в «фотошопе» он не применяет. Все, что успел запечатлеть, – это удачная точка съемки и пытливый взгляд на окружающее. А посмотреть есть что. Например, рабочие метут улицу, а позади них – горные ландшафты. И сразу не заметишь, что у них за спиной баннер. Эффект присутствия еще в одной фотографии, где рабочий в оранжевом жилете уходит в «виртуальную» дверь, а вокруг – только зима и голые ветки деревьев. На самом деле он уходит в открытую дверь, прорезанную в баннере. Особая зоркость, свойственная художнику-профессионалу, позволяет автору запечатлеть на плоскости поистине многомерное пространство. Граница между иллюзией и реальностью незаметно стирается.

– Стиль и культура фотографии в Казахстане очень отличаются от того, что делают фотохудожники в Германии, – говорит Дитер Зайтц. – Конечно, есть немало того, что нас объединяет, но все-таки много различий. Думаю, что для обеих сторон было бы интересно обменяться опытом.

Именно обмен опытом, дискуссия – то, чего Дитер Зайтц ожидает от встреч с местными фотографами. Больше всего его интересуют фотографии, объединенные одной темой.

– Когда я путешествую, то стараюсь найти какие-то символические детали, которые будут представлять одно из трех направлений, и стараюсь запечатлеть их, – рассказывает он. – Стараюсь передавать идеи не в отдельных фотографиях, а в серии картинок. Только так можно показать взаимодействие реальности и виртуальности.

Посмотреть выставку немецкого фотографа можно в течение месяца по адресу: ул. Тохтарова, 56. Цена билета: 230 тенге – взрослый и 150 – пенсионный и детский.

Антонина Гаврилова

Еще новости

Back to top button