Общество

За «баранку» без валерьянки!

Вам знакома ситуация: только садитесь за руль автомашины и сразу начинаете бояться? Теряетесь на дороге, проезжающие мимо машины вызывают у вас панику… Что делать: попытаться искоренить страх или раз и навсегда пересесть на общественный транспорт?
За «баранку» без валерьянки!

Когда я спросила у своей коллеги, имеющей семилетний стаж вождения, есть ли у нее страхи за рулем, она, смеясь, отмахнулась: «Какие страхи? Ты что?! За рулем – я богиня! Пассажиры крестятся, пешеходы – молятся!». А я изначально боялась и до сих пор боюсь, попросту сказать, «лохануться», сделать что-то не то за рулем: не вписаться в поворот, молниеносно не среагировать на ситуацию, покатиться назад при движении с места на горке…
Как правило, страхи за рулем свойственны в основном новичкам и водителям с малым стажем.

Надо просто разобраться – отчего он возник и почему. А потом на каждый автомобильный страх найти свое противоядие. Итак…

Паника перед встречным транспортом (страх не разъехаться)


Эта боязнь случается оттого, что человек не имеет достаточного опыта вождения и не чувствует габариты своей машины. Страх свойственен почти всем начинающим водителям. На начальных этапах вождения лучше немного притормаживать, сбавлять скорость и брать правее, особенно если по встречной полосе мчится, например, большой грузовик или фура.

Страх сделать что-то не то, в результате чего машина может выйти из-под контроля
Чтобы побороть этот страх, учителя автошкол советуют учить механику автомобиля. Хоть это скучно, но лучше четко знать, как работает машина и что с ней происходит во время движения, изучить смену передач, торможение. Четко разбираясь в происходящих механических процессах, вы просто не сможете сделать «что-то не то».

Страх сбить человека или животное на дороге, попасть в ДТП


Идеально было бы записаться на курсы так называемого контраварийного вождения, однако в Восточном Казахстане такую практику не преподают. Если в автошколах учат просто вождению, то на альтернативных курсах обучают именно управлять автомобилем. Российские водители со стажем говорят, что если на контраварийном вождении преодолеть первые 5000 километров, то этот страх улетучивается сам собой. Появляется опыт, вырабатывается реакция в экстремальных ситуациях, а в результате вы можете не только контролировать свое авто, но и предусмотреть форс-мажор на дороге.

Страх, что остальные водители ругают и ненавидят меня, когда я, например, еду позади трактора или пропускаю на перекрестке все машины

Здесь важно понять, что эмоции других автомобилистов – это их сугубо личное дело. А для вас главное – безопасная езда по правилам дорожного движения. И если вы не нарушаете их, то имеете полное право ехать так осторожно, как подсказывает вам интуиция. А на торопливых и сигналящих сзади авто старайтесь не реагировать. Мой инструктор говорил, что в основном это те, кто «права» купил.

Страх ездить одной без помощника


Первые дни вождения – это присутствие профессионального инструктора, опытного водителя. Того, кто вовремя скажет, когда притормаживать, прибавлять или сбавлять скорость, менять передачи и так далее. Если вы будете реагировать только на команды инструктора, отключая собственный мозг, то рискуете дойти до того, что будете останавливаться не на знак «Стоп», а на крики своего помощника. Нужно учиться принимать решения и ездить самостоятельно. Начните ездить на короткие расстояния, потом увеличивайте путь. Таким образом вы поймете, что вам не на кого рассчитывать и ответственность за все действия за рулем лежит только на вас.

Страх, что остановит «гаишник»


Здесь «противоядие» только одно – не нарушать правила дорожного движения, знать их наизусть, чтобы у дорожного полицейского не было даже шансов развести вас «на дурака».

Если на вас орут, пожелайте им удачи


– Если вы все-таки решили стать водителем, то прежде чем садиться за руль, я рекомендую четко осознать – для чего мы это делаем, зачем нам автомобиль, так ли нам это необходимо, – объясняет психолог-консультант центра «Gestalt» в Усть-Каменогорске Марина Нурек. – Давайте, вместе попробуем: в бешеном ритме современной жизни перемещение на автомобиле экономит значительную часть нашего времени. Ездить на машине гораздо комфортней, чем в общественном транспорте. Если нужно совершить покупки, то не придется тащить сумки в руках. Все это плюсы. Теперь нужно избавиться от страха. Здесь главное – самоподдержка, принятие себя за рулем. Водители неодинаковы, у каждого свой темперамент, характер, манера вождения. Если вы боитесь ездить со скоростью 60 километров в час, ездите со скоростью 50. Даже при внезапно появившемся пешеходе вы сможете быстро среагировать на ситуацию, вовремя нажать на педаль тормоза. Вы будете уверены в своих действиях. Страхов скорости или сделать что-то не так, растеряться на дороге, не будет.

– Так другой страх появится – водители со всех сторон будут ругать, что еду как «черепаха».

– Ну, во-первых, предельная скорость в городе 60 км в час, поэтому ехать со скоростью 50 – вполне допустимо и нормально, вы же не 20 или 30 выжимаете. Ну и потом, вы не обязаны оправдываться перед каждым, подстраиваться под всех. Даже если вы будете ездить со скоростью 60 км/час, то все равно найдутся недовольные водители, которым что-то не понравится. Есть хорошее выражение: если хочешь испортить себе жизнь, постарайся понравиться всем.

– И все-таки, когда на тебя откровенно орут другие участники дорожного движения, как быть? Пожелать им удачи?

– Просто принять ситуацию: человек не сдержан, наверное, у него какие-то проблемы, можно даже посочувствовать ему.

Есть даже такой анекдот. У мужчины спрашивают: «Почему вы так любите ходить на футбол и болеть за команды?» Он отвечает: «На меня дома кричит жена, на работе кричит начальник, а на футболе я кричу на всех!» Так что, в большинстве случаев кричащие за рулем водители просто эмоционально «отрываются». Но это их проблемы, а не ваши.

– Как вы считаете, у кого больше страхов за рулем – у мужчин или у женщин?

– Я думаю, у женщин, так как от природы у них более развит инстинкт самосохранения. Но и у мужчин, которые впервые садятся за руль, также есть волнение. Оно исчезает с опытом, навыками. Здесь это самое главное. И я бы порекомендовала всем – проходить именно школу вождения, а не оставаться самоучкой. Нужно четко знать все правила, тогда и страха от незнания на дороге не возникнет. Если вам изначально будет страшно ездить в одиночестве, то не стесняйтесь попросить составить компанию в автомобиле мужа, жену, подругу, друга, кого угодно, с кем вам будет комфортно.

– А если, наоборот, комфортнее в одиночестве, и угнетает страх за жизнь тех, кто едет рядом?
– Тогда, конечно, нужно сконцентрировать внимание и первые месяцы ездить одному. Выезжать на дорогу лучше не в часы пик, и отрабатывать навыки за городом.

– С психологической точки зрения, наклейка с буквой «У» помогает водителю или наоборот подвергает его большим испытаниям?

– Если человек недавно получил водительское удостоверение и/или не имеет опыта вождения, то лучше обозначиться буквой «У». Все-таки большая часть водителей обращает наэто внимание, и отношение к вам будет уже более терпеливое. Кто-то постарется пропустить, уступить, ведь они предупреж-дены, поэтому более лояльны. А женщинам за рулем даже без буквы «У» на автомобиле мужчины часто уступают на дорогах просто так, несмотря на то, что по правилам их преимущество. Все-таки хороших водителей больше, чем откровенных мошенников, которые специально подставляют неопытных водителей и создают мелкие аварийные ситуации.

– В борьбе со страхами за рулем эффективен ли метод «клин клином вышибает»? Может, чтобы перестать бояться, нужно специально создать для себя экстренную ситуацию?

– Не думаю, что в данном случае это допустимо и срабо-тает. На дорогах лучше не рис-ковать и не экспериментировать. Ведь машина – это техника, мало ли как она себя поведет. По-моему, создавая экстренные ситуации, страх только увеличится. Единственное, надо идти навстречу страху, когда вы собираетесь учиться на водителя и вам заранее страшно. Нужно идти и пройти этот страх, а не сидеть и не бояться.

– А если все внутренние установки не помогают, и страх не исчезает? Что посоветуете: оставить идею быть водителем и пересесть на общественный транспорт или, может стоит попробовать обратиться к профес-сиональному психологу?
– Если очень велико желание водить машину, а страхи остаются, рекомендую обратиться к психологу. Если же человек заранее дает себе установку, что все напрасно, то даже психолог не поможет. Нужно просто выбрать – продолжать насиловать себя страхами и переживани-ями, заниматься самобичеванием или может просто пересесть на автобус или трамвай и прийти к гармонии с самим собой.

Надеемся, что эти советы помогут вам преодолеть все свои страхи и стать более уверенным водителем-победителем!

«Механика» или «автомат»?


Конечно, автомобилем с коробкой-автоматом удобнее и проще управлять. Но механическая коробка переключения передач более надежна. Автоинструкторы советуют начинать обучение именно с «механики». К тому же пересесть потом на «автомат» значительно проще, чем наоборот.

В туфлях или кедах?


Всегда помните о том, что вождение автомобиля должно быть удобным. Вы должны очень хорошо чувствовать педали газа, сцепления и тормоза, ведь от этого зависит не только ваша безопасность и жизнь, но и окружающих.

Страхи пассажира


Кстати, и у пассажиров в автомобиле могут быть свои страхи. Самый распространенный – боязнь ездить на переднем пассажирском сиденье автомобиля. Это, можно сказать, типичный страх человека, который в жизни привык все держать под своим контролем. В таком случае как раз за рулем автомобиля ему будет гораздо спокойнее, чем непосредственно в кресле пассажира. Ведь тогда он сам будет контролировать ситуацию.

Подготовила Юлия Вторникова

Еще новости

Back to top button