Взрослый не всегда прав

Счастливая семья – не та, где нет конфликтов, а та, где они разрешаются в конструктивном ключе. Так считают участники международной научно-практической конференции по школьной медиации.

Взрослый не всегда правМероприятие прошло в рамках празднования 30-летия принятия и 25-летия ратификации Республикой Казахстан Конвенции ООН о правах ребенка, а также Всемирного дня ребенка.

Встречу открыла заместитель руководителя Управления образования ВКО Айгуль Байжанова. Она рассказала, что в регионе реализуется уникальный совместный проект по развитию школьной медиации. Это стало возможным благодаря меморандуму между Управлением образования ВКО, областным судом, Восточно-Казахстанским центром медиации и права «Альтернатива». В рамках проекта в школах проводятся тренинги по примирительным процедурам для учителей, родителей и детей с целью снижения уровня конфликтности и создания безопасной среды.

– Планируется, что к 2022 году все учебные заведения региона будут обустроены специальными кабинетами медиации, – добавил судья Восточно-Казахстанского областного суда, координатор по примирительным процедурам Елдос Жумаксанов. – Главное, дети, родители и учителя будут знакомы с медиативными методами для решения вопросов.

По словам авторов проекта, это позволит значительно улучшить психологический климат в школах, где все чаще возникают конфликты между учениками, педагогами и родителями. Отчасти, виной тому виртуальный мир, который отдаляет людей друг от друга. Теряются социальные навыки общения, меняются ценности семьи.

– По статистическим данным, каждая третья семья распадается, а средняя продолжительность брака не превышает пяти лет, – говорит председатель Восточно-Казахстанского центра медиации и права «Альтернатива» Аксана Каленова. – Дети не справляются с потоком насилия и жестокости, который льется на них с экранов телевизоров, из игр, социальных сетей. Нередко они не видят способа решения проблемы, кроме силового. Тот факт, что на фоне общего снижения уровня преступности растет количество правонарушений насильственного характера, – это тревожный знак. Нужно формировать гуманное безопасное пространство для детей, обучая их альтернативным способам разрешения ситуаций. Иногда достаточно бывает просто поговорить.

В рамках проекта ученики 8 – 11 классов с интересом включились в деловую игру, когда получили возможность подписывать настоящие медиативные соглашения со специальной печатью. Некоторые ребята, прошедшие тренинги, в том числе с участием зарубежных медиаторов, изъявили желание стать профессиональными медиаторами. То есть это еще и профориентационная работа со старшеклассниками. В целом охват слушателей составил более пяти тысяч человек, среди которых были не только дети, но родители и педагоги. Результат налицо – конфликтов стало меньше, в том числе затяжных, длившихся более года. Ребята из числа неформальных лидеров класса смогли выступать в качестве третьей стороны или арбитра, помогая своим сверстникам конструктивно общаться.

В режиме видеосвязи в конференции приняли участие зарубежные специалисты. Участников поздравила адвокат, медиатор и юридический дизайнер Франческа Франчезе из Италии. Она предложила нестандартный способ примирения – пение!

Председатель Байкальской лиги медиаторов из Иркутска Анастасия Архипкина поделилась российским опытом, отметив, что когда речь заходит о несовершеннолетних, требуются особый подход и такт.

Ева Ким

Ответить