Экономика

Взлетная площадка для школьного проекта

В номинации «Альтернативная энергетика» первое место на II Международной выставке «Оскемен ЭКСПО-2015» занял проект Алмаса Зайнулдина. Тема работы школьника из Усть-Каменогорска посвящена разработке мобильной энергетической установки на основе авиационного двигателя и на базе грузовика.

Взлетная площадка  для школьного проекта

Успех на выставке

Организаторы выставки по достоинству оценили оригинальную идею, основательные труды ученика и его наставника, руководителя кружка «Авиамоделирование» Дидара Токтасынова из усть-каменогорской Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления. Победителям вручены дипломы конкурса, заметный резонанс вызвала общая победа ученика и педагога в родном коллективе. Их тепло поздравили администрация школы, учителя, дети.

После встречи на выставке и подведения итогов мы пообщались с научным руководителем проектной работы.

– Разработка Алмаса Зайнулдина осуществляется в перспективном на сегодня направлении, – говорит Дидар Токтасынов. – Она полностью соответствует всем необходимым требованиям и условиям развития зеленой экономики, альтернативных источников, в данном случае, электрической энергии. Это отвечает духу международной выставки «ЭКСПО-2017», которая пройдет в Астане.

По словам педагога, это не первый успешный проект, выполненный членами кружка «Авиамоделирование». В рамках предыдущей работы предложена идея создания стационарной энергетической установки. В очередном проекте сделан еще один шаг вперед. Алмас Зайнулдин предлагает новый вариант. Он состоит в том, чтобы установку, которая будет вырабатывать электрическую энергию, сделать на базе автомобиля. Это обеспечит ей высокую мобильность.

– Авторы проекта взяли за основу двигатель самолета гражданской авиации известной марки, которая давно находится в эксплуатации и зарекомендовала себя хорошо, – говорит Дидар Токтасынов. – Хотя сейчас от него начали отказываться из-за высоких требований по уровню шума. Генератор тоже известный и надежный. Нужно убрать некоторые части, лишние для работы на земле, заменить детали впрыска топлива. Смонтировать установку на базе грузового автомобиля тоже испытанной марки. В итоге получится мобильный источник электрической энергии.

В чем заключаются его преимущества? По словам собеседника, их насчитывается сразу несколько. Первое. Передвижная установка является мобильной. Второе. Она станет экономичной за счет использования не керосина, а природного газа. Третье. Меньше будет вредных выбросов в атмосферу в связи с заменой топлива из нефти на газ.

Сфера применения таких источников электроэнергии чрезвычайно обширная. В случае стихийных бедствий, обрыва проводов, замыканий, перебоев в подаче энергии, аварий на ЛЭП, по первому звонку на место оперативно приедет группа на спецавтомобиле. Запустит установку, подключит потребителей и начнет подачу электричества для нужд производства, социальных объектов, населения.

– Кроме того, можно использовать авиационные двигатели, которые уже отработали свой основной ресурс, – продолжает Дидар Токтасынов. – Поскольку им не надо развивать среднюю или полную мощность, достаточно работать в режиме малого газа. В качестве топлива вполне подходит любой вид природного газа, который имеется в наличии в Восточно-Казахстанской области. Позитивную роль играет разведка, освоение газовых месторождений в южных районах нашего региона. Например, в Зайсане.

По мнению авторов проекта, здесь есть две стороны у важной проблемы. Добыча собственного газа в области означает появление солидных запасов голубого топлива для выработки электрической энергии. Более дешевого, чем нефтепродукты, а также экономичного и экологически менее вредного в процессе его применения, сжигания. Еще один плюс кроется в другой плоскости. В других странах установки на основе авиадвигателей, работающие на газе, активно используются для перекачки газового топлива на различных нефтегазовых месторождениях. Потребляя газ, они одновременно осуществляют его транспортировку. В итоге получается двойная польза. Зачем покупать безумно дорогие установки за рубежом, когда можно наладить их производство в своей стране, замещая импортный товар?

Стартовые условия

С чего все началось? Первый вопрос, возникающий у любого человека, даже при беглом знакомстве с целями и задачами проектной работы. Исследовательский, научный и творческий потенциал авторов и перспективы не могут не привлекать внимание. Тема на редкость серьезная, без основательной предварительной подготовки взяться за нее просто немыслимо. Наверное, где-то повезло наставнику со способными учениками. В свою очередь и школьникам улыбнулось счастье встретить на пути знающего педагога.

Дидар Токтасынов по своему призванию и диплому является профессиональным летчиком. Окончил академию гражданской авиации, учился в аспирантуре, преподавал. Летал на пассажирских воздушных судах, затем готовился к работе на иностранных марках лайнеров, переучивался. Однако позднее по состоянию здоровья продолжить далее профессиональную карьеру пилота ему не пришлось. Тем не менее, полученные знания и бесценный опыт летчика сполна оказались востребованы в педагогической работе, где задачи простые, земные, но вовсе не приземленные.

– Наверное, я продолжил семейное дело, – улыбается Дидар. – У нас дома практически все являются учителями. Отец работает директором школы в селе Коробиха Катон-Карагайского района. Мама тоже по профессии педагог и сестренки преподают в школе. Местом рождения, вообще, является село Аккайнар, откуда родители затем переехали и сегодня трудятся в селе на берегу Бухтармы…

Тема, над которой он работал в процессе подготовки диссертации, связана с разработкой силового привода на базе авиационного двигателя для аварийного освещения аэропортов и аэродромов. Она целиком захватила Дидара восемь лет назад, когда впервые начал свои исследования. Теперь живой интерес к научно-исследовательской работе проявляют его ученики, постоянно посещающие кружок «Авиамоделирование». Сфера их интересов чрезвычайно широка. Кирилл Хусаинов и Дмитрий Важенин работают над разработкой альтернативных космических источников солнечной энергии. Дана Абилмажинова с Шугылой Каиырлиновой заняты решением экологических проблем с помощью альтернативных источников энергии на примере Усть-Каменогорска. Ибрагим Советбеков ведет работу над темой «Применение теории квантовых двигателей в сфере машиностроения». Ерасыл Жанымканов увлеченно занят моделированием и разработкой роботизированной системы для исследования космических объектов. Особый интерес вызывает проектная работа Абылайхана Татаева по созданию и практическому применению беспилотного летательного аппарата для решения инженерно-технических задач.

Есть среди них проекты, выставлявшиеся в Испании, Малайзии, а также исследовательская работа, которая уже номинирована на участие в международной выставке «ЭКСПО-2017», что пройдет в столице Казахстана – Астане. Это является темой отдельного и неспешного разговора.

Траектория подъема

Если вернуться к идее проекта Алмаса Зайнулдина, то она в какой-то степени пришла в голову не где-нибудь, а в казахстанской космической гавани. Во время посещения космодрома Байконур. Там для учеников организовали и проводили занятия в рамках летней школы. Специалисты рассказывали, что у них стартовые площадки находятся на больших расстояниях. Каждая из них требует надежного обеспечения электрической энергией, а в эксплуатации на сегодня имеются устаревающие модели энергоустановок.

– Мы выдвинули свои идеи, а они с удовольствием восприняли наши предложения, – говорит Д. Токтасынов. – В ходе общения рассмотрели все возможные варианты, там и появилась идея сделать энергоустановку мобильной.

Кто знает, возможно, между сторонами установится, продолжится сотрудничество, и когда-то принесет плоды. Между тем, на одной из выставок, прошедших в Назарбаев Интеллектуальной школе в Усть-Каменогорске, проектом мобильной установки на основе авиадвигателя и на базе грузового автомобиля заинтересовались представители крупной компании, занимающейся строительством завода. Стороны обменялись контактами, в случае необходимости производственники свяжутся с разработчиками проекта.

Прогнозы всегда являются вещами неблагодарными. Заранее забегать вперед не хотелось бы. Еще неизвестно, какие идеи и проекты пробьют себе дорогу, а затем будут внедрены в производство, дадут экономический эффект. Между тем, в школе уже открыт свой научный клуб. Его название полностью соответствует своему назначению – «Открываем мир науки». В него сейчас входят 48 членов, как раз по числу разрабатываемых школьных проектов.

По словам Дидара, на II Международную выставку «Оскемен ЭКСПО-2015» из 46 предложенных проектов в финальную стадию прошли пятнадцать. В конечном итоге проект Алмаса стал победителем в своей номинации. Его наставник, коллектив школы, друзья по праву гордятся успехами талантливого и упорного в достижении научной цели мальчика.

– По возрасту Алмас младше других сверстников на один год, – говорит Дидар Токтасынов. – Однако он одним из первых начал заниматься исследовательской работой. У него явно проскальзывал интерес к авиадвигателям, к их изучению, возможности применения в непосредственной научной и практической деятельности. Алмаса Зайнулдина отличает редкостное трудолюбие, целеустремленность, бесконечная жажда познания.

Добавим, что это именно такие качества окрыляют человека, поднимают его к высотам в учебе и жизни.

Меир Токобаев

Еще новости

Back to top button