Общество

Выездные редакции на «Восточном кольце»

Выездные редакции на «Восточном кольце»

Одной из самых ярких страниц истории областной газеты «Рудный Алтай» можно назвать освещение героического строительства на дороге «Восточное кольцо» в 1940 и 1941 годы. Примечательно то, что газета в те дни нередко готовилась и печаталась прямо на месте великой стройки и сыграла огромную роль в мобилизации, идейном вдохновлении и патриотическом подъеме тысяч людей.

Сегодня о деталях легендарного строительства вообще мало что известно. Объясняется это тем, что этот трудовой народный подвиг попросту не успели воспеть – началась война, и все внимание было сосредоточено на том, что творилось на фронтах Великой Отечественной. Затем пошло восстановление разрушенного войной народного хозяйства, новые великие стройки и т.д. События, связанные со строительством «Восточного кольца им. И. В. Сталина» остались в тени.

Но благодаря сохранившимся в архивах трудам журналистов «Рудного Алтая», носившего тогда название «Большевик Алтая», мы вновь можем вернуться в те овеянные славой дни.

Напомним, что первая и вторая очереди тракта были возведены буквально вручную, методом скоростного строительства, в общей сложности за 68 рабочих дней. За это время были построены почти 800 километров трасс Усть-Каменогорск – Бухтарма – Малокрасноярка – Самарка – Кокпекты – Георгиевка – Усть-Каменогорск и Кокпекты – Зайсан.

«Это был срок, невиданный доселе в дорожном строительстве. Гигантской подковой простерся тракт по двум восточным областям Казахстана.
Пройдя по суровому горному узлу Алтая, он соединил две железных дороги и пять пристаней Иртыша», – написано в документах того времени.

На эту грандиозную стройку были брошены труженики 550 колхозов, 20 районов двух областей. И практически ежедневно на участках работали журналисты. На самых сложных из них, таких как перевал Осиновский, даже была организована выездная редакция. На допотопном оборудовании, при ручном наборе шрифтов газету печатали прямо на месте и раздавали агитаторам. Те в свою очередь ежедневно проводили читку участникам строительства.

«Большое мобилизующее значение имели выпуски газет областной выездной редакции «Большевик Алтая», – подчеркивается в одном из архивных документов. – Выездной редакцией на «Восточном кольце» выпущено 37 номеров газеты тиражом в 3000 экземпляров (редактор
А. И. Сапунов, литсотрудник Кабиден Алписбаев, корреспондент КазТАГ И. П. Костюченко)».

Вот выдержка одной из газет того периода:

«Закончился стахановский трехдневник. Многотысячный коллектив строителей могучим усилием приблизил окончательную победу над бездорожьем в Восточно-Казахстанской области. До окончания стройки остаются считанные дни. С большим напряжением работал коллектив.
Почти на всех участках были введены ночные вахты. Бухтарминцы, зыряновцы, большенарымцы ночами, при свете костров, показывали образцы самоотверженного труда, оставляя далеко позади дневные нормы выработки, с большой тщательностью и любовью отделывали каждый метр нашей замечательной народной магистрали.

…С каждым днем все уменьшаются земляные работы. Незаконченные участки насыпи остались лишь на территории Зыряновского, Уланского, Катон-Карагайского и Предгорненского участков… Сегодня 160 бухтарминцев пришли на помощь уланцам, чтобы завершить трудоемкую насыпь в пойме р. Бухтармы. Очередная важнейшая задача – ни в коем случае не ослаблять темпы, взятые в дни стахановской вахты, обеспечить высокое качество выполненных работ. Дорога должна быть сдана в ближайшие дни на отлично». (№ 31 от 4 июля 1940 года, передовица «Не ослаблять темпы»).

«Большевик Алтая» освещал и повседневную жизнь строителей.

«В обеденные перерывы и вечером после работы идет бойкая торговля. Ларьки и развозки продают продукты и промышленные товары. Лениногорский ларек (продавец Мальков) имеет в неограниченной продаже сахар, крупы, сливочное масло, колбасы, копченую и соленую рыбу, муку, табак и папиросы всех сортов. «Спрос колхозников удовлетворен полностью», – заявляет товарищ Мальков».

В № 32 газеты от 6 июля 1940 года областной штаб обратился к колхозникам-строителям третьего участка Верх-Убинского района и строительного участка Риддерского района с поз-дравлением по поводу крупной трудовой победы – завершения строительства своих участков. Выражается уверенность, что строители перенесут методы высокопроизводительного, стахановского труда на колхозное строительство, поделятся опытом с цветниками и строителями Риддера».

В газете отмечается самоотверженная работа шоферов автоколонн Бестужева, Пащенко, Курашова, Павленко и их начальника, инженера Бориса Яковлевича Шутова. Пишется и о том, что постановлением объединенного заседания исполкома областного Совета депутатов трудящихся и бюро обкома КП(б)К от 17 августа 1940 года были утверждены списки стахановцев-колхозников, инженерно-технических работников и руководителей строительства тракта «Восточное кольцо» в составе 950 человек. 845 человек из них были награждены грамотами Верховного Совета Казахской ССР и значками «Почетный дорожник».

Оперативный и самоотверженный труд газетчиков также не остался незамеченным. В № 24 от 25 июня 1940 года в рубрике «Почетные строители» говорится о решении областного штаба строительства внести в Книгу почета строителей «Восточного кольца» и имена журналистов, печатников.

«За отличную работу по обеспечению своевременного выпуска газет «Большевик Алтая» и «Социалистик Алтай» на «Восточном кольце»… занести в Книгу почета Костюченко Ивана Павловича, литературного работника выездной редакции «Большевик Алтая», Алпысбаева Кабидена, литературного работника выездной редакции «Социалистик Алтай», Хафиза Салихова, наборщика, Екатерину Михайлову, наборщицу».

А какие фотоснимки ставили в газету! Они сейчас в подлиннике украшают прекрасно сохранившийся за прошедшие 77 лет фотоальбом о легендарном строительстве. Некоторыми из них мы иллюстрируем и данную публикацию.

Не менее интенсивно и полно освещалось на страницах «Большевика Алтая» и строительство второй очереди тракта. Сохранившиеся за июнь 1941 года экземпляры газет «Большевик Алтая» приводят свидетельства участков стройки. Так, начальник Восточно-Казахстанского дорожного отдела Михаил Шапко в статье «Вторая очередь тракта «Восточное кольцо имени И. В. Сталина», опубликованной в марте 1941-го, отмечал, что «В прошлом году на отрезке тракта в 170 километров мы не имели технических изысканий. Они начались почти с началом строительства. Технический паспорт составлялся в разгар его.

В нынешнем году уже имеются все технические материалы и сметы. Это позволит своевременно дать задания районам и значительно правильнее определить их».

Под характерным заголовком «Опыт строителей – на колхозные поля» было опубликовано письмо колхозников-строителей:

«Обсудив обращение строителей Зайсанского участка, мы, колхозники и колхозницы сельхозартели «Прииртышский коммунар», включились в соревнование за досрочное окончание второй очереди тракта «Восточное кольцо». Нашей бригаде из 79 человек было задано построить 750 метров дороги. Колхозники решили сократить сроки, чтобы скорее уехать домой, где наступают горячие дни – начинается прополка и сенокос, нужно производить полив и т.д. Бригада ежедневно перевыполняла на 50-100 процентов свое задание. Колхозники тт. Харьковский, Маташев, Жотабаев, Касымбаев, Сухоярский, Линиченко, Тхорев, Свердюков, Супруненко, Куд-рявцева и др. выполняли от 2 до 2,5, а т. Лостор – три нормы. В результате мы окончили строительство за 16 рабочих дней – на 14 дней раньше официального срока, предложенного зайсанцами. Качество работы признано отличным. Опыт этот мы перенесем на сельскохозяйственные работы» (79 подписей).

«Первой из строительных бригад Предгорненского района выполнила свое задание бригада сельхозартели им. Чапаева (бригадир Ингачев). 63 строителя за 15 рабочих дней построили 400 погонных метров проезжей части дороги. Лучшие стахановцы М. Леоненко, С. Безродный, И. Чернов, В. Гаков давали по 1,5 – 2,5 нормы в день. Сегодня (8 июня) колхозники выезжают домой. Возвращается домой и строительная бригада «Колос», завершившая 7 июня выполнение своего задания». (В. Забулдыгин, зам. начальника штаба 3-го участка по политчасти).

Трасса «Восточное кольцо» обрела огромное экономическое и стратегическое значение. Десятки тысяч тонн продовольствия, продукции оборонной промышленности было поставлено на фронт в годы войны по автотрассе «Восточное кольцо». Своим замкнутым кольцом и ответвлением на Зайсан она пересекла семь районов Восточно-Казахстанской, два района Семипалатинской области и стала крупнейшим по длине трактом в Советском Союзе. А в том, что в тяжелейшее время страна получила такую автотрассу, несомненно, есть и заслуга журналистов и полиграфистов нашей газеты.

Шамиль Багаутдинов

Еще новости

Back to top button