Образование

Вы-заказываете,мы-готовим

Вы-заказываете,мы-готовим

В Усть-Каменогорске впервые выпустили промышленных механиков,технических специалистов среднего звена. Первые 15 таких выпускников пополнили коллектив старейшего в ВКО цементного завода в поселке Октябрьский Зыряновского района. Эта работа стала итогом совместных казахстанско-немецких договоренностей сначала на уровне глав государств, а потом и целого ряда межправительственных соглашений.

Еще в 2012 году во время визита Президента Нурсултана Назарбаева в Германию, Казахстан заявил о своем намерении внедрить систему подготовки профессионально-технических кадров на основе немецкой дуальной модели. Затем было Соглашение между Министерством образования и науки РК и Германским обществом по международному сотрудничеству GIZ. В итоге на 8-м заседании межправительственной рабочей группы в Берлине 19 июня 2014 года был создан стратегический альянс в дуальном обучении в рамках ГЧП между Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ), EvonikIndustries AG, HeidelbergCement, CLAASGlobalSalesGmbH, JohnDeereInternationalGmbH, Евразия Групп Казахстан и CTAгро.

– По окончании трехлетнего курса выпускники, по сути, получили три квалификации: токаря, фрезеровщика и сварщика, – говорит заместитель директора по информационным технологиям Усть-Каменогорского колледжа строительства (УККС) Владимир Чирвин. – После этого у них, соответственно, значительно повышаются шансы трудоустройства.

О целесообразности подготовки таких специалистов сегодня речь даже не идет. Свою заинтересованность в них после Бухтарминской цементной компании уже проявили такие предприятия, как Востокмашзавод, Усть-Каменогорский конденсаторный завод, ТОО «Промтехмонтаж», Арматурный завод, ТОО «Гидросталь», компания «Кнауф» и другие промышленные компании по всей республике.

– На наш взгляд, система дуального обучения дает преимущества молодым людям при трудоустройстве. Она может быть использована как один из элементов реализации поручения Президента РК Н. А. Назарбаева о доступности бесплатного технического и профессионального образования, – отметила заместитель директора по учебной работе УККС Юлия Зубкова, давая промежуточную оценку внедрения дуальной системы в РК. – В основу обучения положен принцип перехода от теоретического обучения к формированию первичных профессиональных навыков в мастерских колледжа и их совершенствование на предприятиях под руководством наставников. Участие в этом пилотном проекте позволило нам транслировать данный опыт на другие квалификации, по которым ведется обучение в колледже.

Первый выпуск показал, что соотношение теории и практики составляет у нас примерно 34 и 66 процентов соответственно. Предприятия обеспечивают студентов заработной платой и обмундированием, генеральный партнер – дополнительно питанием. В определении компетенции выпускников, а также, что очень важно, в формировании содержания обучения, участвует предприятие-заказчик.

Если вы не знали, то государственный заказ на всех специалистов рабочих специальностей сегодня ведется строго с учетом потребностей трудового рынка. И это не просто так. После того, как Президент Казахстана Н. А. Назарбаев объявил о том, что теперь в стране обучение по рабочим специальностям будет бесплатным, в средних специальных заведениях резко выросла конкуренция. Здесь учатся не самые худшие выпускники школ, как было раньше. Они получают не только востребованные профессии, но и стипендию, которая при отличной успеваемости может составлять почти 20 тысяч тенге.

Ручаюсь, что любой автолюбитель когда-нибудь да был занят поиском хорошего автоэлектрика. С учетом огромного спроса на эту специальность нынче в строительном колледже начинают их готовить и уже даже набрали группу из 15 человек. Чтобы сформировать государственный заказ, свои заявки на такого рода рабочих среднего звена оформила группа компаний БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО. Именно там студенты будут проходить практику с дальнейшим трудоустройством. Но нельзя сбрасывать со счетов и массу частных СТО, которые также не прочь получить подготовленного человека. Недавно в одном из мест бытового обслуживания я лично наблюдал объявление о приеме автослесарей и электриков. Причем зарплату им обещают от 150000 тенге. Так что без работы они не останутся и перспектива такого направления весьма и весьма прозрачна.

Кроме того, по президентской программе бесплатного профессионального технического образования для всех в этом году только в строительном колледже, помимо уже названных специальностей, получили большой заказ на сварщиков всех мастей, мастеров отделочных и строительных работ, других востребованных на рынке труда направлений, всего 170 человек.

Подводные камни

Однако не все так гладко. Дело в том, что, по признанию специалистов, наиболее сложным сегодня является формирование устойчивого института наставничества. И это одна из главных проблем, пока еще существующих в казахстанской дуальной модели образования. Поэтому с 2015 года в Усть-Каменогорском строительном колледже начал работу эксперт из Германии Гюнтер Нойм. После изучения системы наставничества он посетил уроки производственного обучения в учебных мастерских колледжа и на предприятия. После чего совместно с методической службой суза провел корректировку учебных планов, графика учебного процесса, модулей.

Активную работу в подходах организации практик наряду с другими ключевыми партнерами проводит и Палата предпринимателей ВКО. Например, при поддержке Стратегического Альянса в дуальном обучении в Казахстане, Палаты предпринимателей ВКО мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин проходят повышение квалификации и стажировки на предприятиях города и области. При поддержке GIZ инженерно-педагогические работники проходят стажировку в ФРГ. Германское общество по международному сотрудничеству также обеспечило казахстанскую сторону необходимой исходной базой по проведению экзаменов в учебных заведениях профобразования своей страны. Это позволило перевести на германский стандарт проведение промежуточного и итогового экзаменов.

Остается добавить, что в целях повышения качества практического обучения и оказания методической помощи для наставников колледжа совместно с Палатой предпринимателей ВКО и региональным Центром технического и профессионального образования разработана и внедрена Технологическая карта производственного обучения, которая ведется совместно наставником и мастером производственного обучения. Этот документ позволяет сразу оценить – возможно ли на данном предприятии студенту получить практические навыки по всему комплексу технологических операций, необходимых для завершения обучения.

Работа по проекту была презентована на различных уровнях. Знакомы с ней члены Правительства РК, депутаты Сената и Мажилиса Парламента Казахстана. Внедрение опыта дуального обучения транслируется на другие колледжи, соответственно, на другие специальности.

В ближайшей перспективе стоит задача защитить систему наставничества от экономических рисков, так как, например, снижение объемов производства не должно влиять на прохождение студентом производственной практики. Существует потребность по опыту европейских стран развивать систему страхования рисков предприятий, участвующих в дуальном обучении. Остается открытым вопрос совершенствования статуса наставника на предприятии, а также повышения роли отраслевых ассоциаций в дуальном обучении.

Решение этих и других задач позволит поставить отечественную систему подготовки рабочих кадров на абсолютно новые рельсы, поднять престиж этих профессий и дать новый импульс развитию отечественной экономики.

41 КОЛЛЕДЖ и 2300 студентов

В РК по трем направлениям специальности 1112000 «эксплуатация машин и оборудования промышленности» основную работу ведут три колледжа. Усть-Каменогорский колледж строительства готовит промышленных механиков, Темиртауский политехнический колледж – промышленных электриков, а Щучинский колледж экологии и лесного хозяйства – мехатроников. В проекте также задействован ряд партнерских средних специальных учебных заведений страны.

В ВКО дуальная форма обучения внедряется в 41 колледже по 40 специальностям с охватом 2300 студентов и 210 предприятий.

Дуальное (двойное) образование – это один из видов обучения на рабочем месте. Такая система популярна в Германии, Австрии, Швейцарии. Рынок рабочей силы в Германии, например, на 54% формируется за счет выпускников дуальных программ. Студенты 1-2 дня в неделю учатся в колледжах, а остальные 3-4 дня – на предприятиях.

Константин Шуваев

Еще новости

Back to top button