Второе рождение польского короля
Реставратор Ольга Рубинчик сохраняет для будущих поколений великолепные картины
Возвращать жизнь чужим произведениям искусства, наполняя их обновленным сиянием красок и при этом всегда оставаться в тени славы великого гения, – на это способны очень немногие художники. Но низкий поклон этим людям за жертвенность! Вспомните, только труд сотен реставраторов смог вернуть нашим современникам оскверненное в 60-х годах серной кислотой полотно «Даная» Рембрандта.
В областном музее изобразительных искусств имени семьи Невзоровых в Семее, где хранятся подлинные картины художников разных эпох, работает Ольга Рубинчик – реставратор станковой масляной живописи. Ее «колдовство» происходит в полном одиночестве, за закрытыми на замок дверями.
Оля – представитель редчайшей в Казахстане профессии. Далеко не в каждом музее изобразительных искусств в нашей стране имеются собственные художники-реставраторы. Как рассказывает сама Ольга Олеговна, она стала стажироваться на реставратора станковой живописи еще в начале 90-х годов в реставрационной мастерской Государственного музея изобразительного искусства имени Кастеева в Алма-Ате. Этому искусству ее учила великолепный мастер своего дела Жанна Яковлевна Дужнова. А потом были обучение в Москве и стажировка в Санкт-Петербургском Русском музее.
Работа реставратора сродни косметической хирургии. Хотя профессия и называется художник-реставратор, на самом деле, по мнению Ольги, она полностью исключает свободу творчества. Главная заповедь – тонко, деликатно и тщательно следовать кисти мастера, создавшего шедевр. Но вообще-то Ольга Рубинчик находит время, чтобы писать свои картины. Насколько они хороши – можно судить по экспонированию ее работ на областных и республиканских выставках.
Что касается реставрации, то в настоящее время Оля работает над консервацией портрета польского короля Стефана Батория кисти неизвестного мастера, написавшего свое произведение в конце XVI века. Это самая старинная работа, которая проходила через руки реставратора за 20 лет работы в музее Невзоровых. В прошлом году была завершена реставрация портрета английской художницы XIX века Эмили Стил. Обнаружилось, что картина имеет интересную историю. Сейчас в музее ведутся исследовательские работы, а по их окончании мы подробно расскажем читателям обо всем, что касается этой необыкновенной картины.
Вообще работа по восстановлению или хотя бы сохранению картин, выполненных в технике станковой живописи, кропотлива и длительна. Иногда может растянуться на годы. Даже процесс подготовки к реставрационным работам достаточно емкий и продолжительный. В первую очередь исследуется состояние сохранности произведения. Если снова вернуться к сравнению с медициной, то на каждую картину заводится некая «история болезни» или паспорт реставрации памятника истории и культуры, где фиксируются все повреждения картины. После этого реставратор приступает к составлению проекта плана реставрационных мероприятий и представляет его на рассмотрение специального реставрационного совета. И только потом открывается путь непосредственно к самой реставрации.
– С картиной как бы срастаешься душой, – говорит Ольга. – Просто не можешь от нее оторваться. Вкладывая труд, терпение, талант и опыт, невольно становишься как бы соавтором чужого произведения, оно уже воспринимается как нечто родное. Тут важно не зацикливаться, а заставить себя вовремя остановиться, переключиться на другую работу.
Семей