Возвращение забытых имен
Улица Октябрьская в Усть-Каменогорске переименована в улицу Мухамеджана Тынышпаева.
Кто интересуется историей нашей страны, знает, что этот человек в самом начале прошлого века стал первым инженером-железнодорожником из числа казахов. А также то, что с его именем связано строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Один из активных участников алашского движения, находил время для изучения истории казахского народа, о чем оставил ценные труды, поныне пользующиеся популярностью. Вот, пожалуй, главное, что навскидку можно было бы вспомнить о нем.
Первые сведения, которые мы находим в источниках, говорят, что этот человек родился в 1879 году в предгорьях Жиланды в Семиречье. Из этого можно заключить, что появился Мухамеджан на свет в семье кочевника в родовом его кочевье – на джайляу или зимовье. Когда ему исполнилось семь лет, отец повез его в город Верный на учебу. Пройдя двухгодичный подготовительный класс, мальчик продолжил обучение в Верненской мужской гимназии. Уже в эти юные годы он усердно изучал русскую историю, литературу и культуру, проявляя одинаковые способности, как указано в характеристике, «к изучению математики, древних и других языков».
Гимназия была окончена в 1889 году с золотой медалью. Для подачи документов в Императорский институт путей сообщения им. Александра I в Петербурге ему потребовалось выдержать предварительный сложнейший губернаторский экзамен, после чего ему была назначена именная стипендия. О предоставлении этой стипендии парню, имеющему выдающиеся способности, ходатайствовал директор гимназии. Все годы учебы Мухамеджан находился на полном содержании. Практику проходил на строительстве железной дороги Оренбург – Ташкент, проходящей по территории Казахстана.
На выпускных экзаменах в 1905 г. защитил проект «Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги». Получил диплом инженера путей сообщения, который давал право на составление проектов и ведение разных строительных работ. Наверное, справедливо, что имя этого человека связывают с Турксибом, имеющим важнейшее значение в развитии Средней Азии и Степного края. Участвовал в изыскательской экспедиции по изучению будущей трассы этой магистрали. Работал на строительстве начальной, южной ее части – начальником участка и главным инженером одной из линий.
Есть основание считать, что к своим должностным обязанностям он относился творчески. Так, М. Тынышпаев разработал и предложил свой Чокпарский вариант, что дало миллионы рублей экономии и почти на год сократило сроки строительства Турксиба. Отстоял Балхашский вариант, обеспечивавший колоссальную экономию средств как при строительстве, так и при эксплуатации. По его инициативе созданы курсы, где обучались шестьдесят казахов, которым предстояло вести эксплуатацию дороги. Им были исправлены ошибки инженера-проектировщика при строительстве станции Алма-Ата I.
Но поле его профессиональной деятельности не ограничивается Турксибом. Пути сообщения, в строительстве или реконструкции которых принимал участие в качестве инженера или главного инженера М. Тынышпаев, опоясывают почти всю Среднюю Азию. Это, к примеру, реконструкция Среднеазиатской железной дороги от Красноводска до Чарджоу. Возведение ж/д Ашхабад – Ташкент, а также участка Урсатьевская – Андижан.
Забегая вперед, скажем, что в 1930 году он был арестован по доносу, но обвинения не подтвердились. При повторном аресте через два года ему припомнили события пятнадцатилетней давности, когда Мухамеджан Тынышпаев был недолгое время премьер-министром Туркестанской автономии. «Тройка» определила ему пять лет ссылки в Воронеже. И здесь он работал под надзором в техотделе управления постройки новой железной дороги Москва – Донецк.
Однако его профессиональная деятельность не ограничивалась строительством железных дорог. В первые годы советской власти в Туркестане и Степном крае он работал начальником управления водного хозяйства в Ташкенте и Чимкенте. С его именем связано благоустройство тогдашней новой столицы Казахстана Кызыл-Орды, где под его руководством строились жилые дома, административно-культурные здания, решались проблемы обеспечения города питьевой водой.
Кроме того, некоторые автомобильные дороги республики обязаны своим появлением этому человеку. В годы работы М. Тынышпаева начальником дорожного отдела Семиреченской губернии была построена автомобильная дорога с твердым покрытием Алма-Ата – Пишпек (ныне – Бишкек), проведены изыскательские работы по будущей трассе Алма-Ата – Талды-Курган, предложен новый вариант дороги Алма-Ата – Хоргос.
Мы намеренно выбрали из биографической справки первого казаха-железнодорожника сведения, связанные с его основной профессией. Они говорят, что этот человек честно служил и старой царской, и новой советской власти, отдавая делу все свои знания. Скорее всего, отдавая себе отчет, что все, что строится, входит в жизнь, в интересах как государства, независимо, царского или советского, так и народа, живущего в этом крае.
При трезвом размышлении, М. Тынышпаев, представитель первой казахской интеллигенции, не мог быть не озадачен положением своего народа в начале прошлого века, когда повсюду витал дух противостояния различных непримиримых сил. Впрочем, этим обстоятельством предопределена политическая деятельность всех лидеров алашского движения, одним из которых являлся и Мухамеджан Тынышпаев.
В 1907 году он был избран в Государственную Думу второго созыва от коренного населения Семиреченской области. Как сообщают, входя в Мусульманскую фракцию и Сибирскую группу депутатов, Тынышпаев выступал за примирение общегосударственных и казахских национальных интересов. Естественно, что между этими интересами существовали противоречия, требующие решения, как мы сегодня говорим, парламентским путем. М. Тынышпаев входил в аграрную комиссию, в ведении которой были многие вопросы, важные для жителей национальных окраин.
После февральской революции 1917 года включен в Туркестанский комитет, созданный в Ташкенте по решению Временного правительства. В том же году был выдвинут Всекиргизским съездом, состоявшимся в Оренбурге, на Всероссийское Учредительное собрание и был избран делегатом. Работал, правда, очень недолгое время премьер-министром Туркестанской автономии в Коканде.
Одно время М. Тынышпаев был приглашен преподавателем математики и физики в Казахский педагогический институт в Ташкенте. Ныне это Казахский национальный педагогический университет им. Абая в Алматы. К этому времени относится его работа по сбору и обработке материалов по истории казахского народа. На эту тему выступал с лекциями в Туркестанском отделе Русского географического общества. Как и все представители первой казахской интеллигенции, уделял большое внимание общественной работе и пропаганде знаний…
…Некий Седельников в письме В. И. Ленину от 23 апреля 1920 года писал: «Надо дать ход неграбительской киргизской (казахской – прим.авт.) интеллигенции. Надо перестать приставать к ним с ножом к горлу: «Крестись в коммунисты!» Они сами потихоньку это сделают, но умно, осторожно и целесообразно».
Призыв не был услышан. Мухамеджан Тынышпаев, умно и целесообразно отдававший силы и знания своему народу и советской власти, в 1937 году расстрелян как бывший член Алаш-Орды, окончательно разгромленной полтора десятилетия назад. Один из его детей, Искандер, кинорежиссер, выпускник ВГИК, арестован вслед за отцом, осужден на десять лет, которые отбывал в ГУЛАГе.
Остается сказать, что среди потомков М. Тынышпаева известные работники культуры, крупные ученые, некоторые из которых живут и работают в США, но не прерывают связи с Казахстаном.
Фото из открытых источников