Культура

Возвращение мастера акварели

Возвращение мастера акварели

Полторы сотни акварельных работ известного казахстанского художника Шакура Абдулганиева пополнили фонд Восточно-Казахстанского музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых. Проделав долгий путь, они вернулись домой, в Семей, где и были написаны в разные годы замечательным мастером, родившимся и выросшим на земле Семипалатинского Прииртышья.

В первые весенние дни чудесный подарок преподнесла семейчанам дочь художника Светлана Визер-Абдулганиева. Первая персональная выставка акварельных работ Шакура Абдулганиева открылась в Семее в дни празднования его 90-летия.

– Он родился и вырос в семье, которая жила в одном из небольших и уютных домиков в Татарской слободке. Все было у маленького Шакура, как у сотен его сверстников: школа, игры на улице, купание в Иртыше, привычный песок в волосах и, конечно, дразнящий аромат маминой стряпни. Но неосознанное стремление все видеть и замечать в красках, в преломлении солнечных лучей и косых штрихах осеннего дождя отличало его с детства от других ребятишек. Мальчик все чаще и чаще стал браться за карандаш, чтобы запечатлеть на листе бумаги то или иное свое впечатление, – рассказывает заместитель директора по научно-исследовательской и выставочной работе музея изобразительных искусств Светлана Киляоглова.

По воспоминаниям дочери художника, отец довольно поздно понял, что его призвание – изобразительное искусство. Долгое время он рисовал только для себя и близких людей. Одновременно получил серьезную профессию строителя, которая должна была прокормить его и семью (в 1946 году он окончил Семипалатинский автодорожный техникум). Только в возрасте 34 лет Шакур Абдулганиев получил художественное образование и затем работал в Казахской государственной художественной галерее имени Тараса Шевченко (ныне музей им. Кастеева), а также в художественном фонде Союза художников Казахстана в качестве хранителя и организатора передвижных выставок.

– Работы Шакура Абдулганиева погружают нас в атмосферу старого провинциального города, – говорит Светлана Киляоглова. – Этим любимым городом для художника всегда был именно Семипалатинск. Он часто бродил по переулкам старого города, пригородам с фотоаппаратом. А еще с большим удовольствием делал зарисовки, рисовал природу. Об этом он пишет в своих рассказах и очерках, в дневниках, все это изображает на своих акварелях.

За свою жизнь художник нарисовал более сотни полотен маслом. Но больше он известен акварельными работами, которых создал свыше 1000.

– Это совершенно особая техника, – подчеркивает директор музея изобразительных искусств Татьяна Стромская. – Она легкая, прозрачная, яркая, может быть совершенно нежной, с очень тонкими тонами и переходами, великолепно передает красоту природы.

Как рассказывает Светлана Визер, ее отец предпочитал работать в технике мокрой акварели. А чтобы краски не растекались по листу, он поначалу применял белый или бесцветный восковой мелок, а чуть позже – разноцветные восковые мелки, мастерски вписывая их в канву картины. Именно в этом изюминка творческой манеры художника.

– 25 лет я не могла прикоснуться к тетрадям и дневникам отца, – призналась на открытии выставки Светлана Визер. – Но со временем пришла уверенность, что папа одобрил бы то, что я представлю его записи широкому кругу читателей. И сейчас усиленно работаю с его архивами. Есть задумка проиллюстрировать воспоминания и дневниковые записи его картинами и фотографиями, выставить этот труд в интернете для самого широкого круга почитателей живописи.

Екатерина Гуляева

Семей

Еще новости

Back to top button