Воз проблем общей упряжкой
Возвращаясь к рабочей поездке в Восточный Казахстан правительственной делегации во главе с вице-премьером Крымбеком КУШЕРБАЕВЫМ, наверное, стоит отметить главный и в какой-то степени новый акцент.
Он звучал во время работы делегации: нет «своих» и «чужих» проблем (проблем «центра» и «регионов»), нет тех, кто проверяет и тех, кто отчитывается, есть общие цели и задачи, над достижением и реализацией которых нужно активно и совместно работать, только тогда будет результат.
Такой подход не случаен. На современном этапе развития экономики одной из острых проблем является построение эффективного и гибкого механизма управления социально-экономическим развитием регионов. Именно на региональный уровень перенесен центр тяжести решения задач развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры территориального устройства, системы государственного местного управления и самоуправления.
Но для того, чтобы обеспечить эффективное управление развитием территорий и достигнуть экономического роста, необходим тщательный анализ потребностей и возможностей, определяющих динамику социально-экономического развития региона. И… совместная работа на всех этажах и уровнях управления. В одной упряжке, как говорится.
Неслучайно, вторая половина выступления акима Восточно-Казахстанской области Бердыбека САПАРБАЕВА на итоговом совещании с активом, которое проводил Крымбек Кушербаев 1 ноября, касалась взаимодействия правительственных чиновников из Астаны, представителей местных органов власти, предпринимателей региона.
Как отметил Бердыбек САПАРБАЕВ, в Восточном Казахстане при всех успехах региона и достижениях последних лет в промышленном производстве, жилищном и социальном строительстве, реализации государственных программ есть масса нерешенных вопросов. Касаются они, прежде всего, инфраструктурных проблем. Если промышленность области – горнодобывающая и металлургическая, машиностроительный комплекс – работают более или менее стабильно, то возможности энергетической отрасли предельно ограничены. Около миллиарда кВт/час в год – дефицит электроэнергии, 70-80-процентный износ тепловых сетей, в том числе в главных городах региона – Усть-Каменогорске, Семее, Риддере, Зыряновске, Курчатове. Решение всех этих вопросов требует больших капиталовложений, которыми регион не обладает. Именно здесь необходима помощь Правительства и подпитка из республиканского бюджета.
К примеру, уместно было бы вмешательство Министерства финансов в решение прав собственности по поводу Лениногорского каскада ГЭС, которому нынешний собственник, как говорится, не может дать ума.
Дальнейшая реконструкция схемы теплоснабжения Семея требует дополнительного вложения средств и субсидирования разницы между реальным тарифом на тепло и тем, который необходим для безубыточной деятельности местного коммунального предприятия «Теплокоммунэнерго». Эта разница составляет примерно десять тенге, и если бы Правительство пошло навстречу семейским теплоэнергетикам, поддержало бы их в этом вопросе, они бы за два-три года могли бы вывести предприятие на бездотационный уровень.
Огромный пласт проблем накопился в дорожной отрасли региона. Восточный Казахстан, по оценке Президента страны Нурсултана НАЗАРБАЕВА, входит в пятерку областей республики, где есть большие возможности и перспективы для развития туристического кластера.
– Увы, о каком рае для туристов можно вести речь, – отметил Бердыбек САПАРБАЕВ, – если у нас ко многим природным достопримечательностям только на лошади можно доехать. Взять знаменитые Рахмановские ключи: 38 км здесь – не дорога, а тропа, и для строительства настоящей автомагистрали необходимо около двенадцати млрд тенге. Министерство транспорта и коммуникаций нас поддерживает, а вот другие министерства стыдливо отворачиваются от наших просьб.
Примерно такая же ситуация, по словам главы региона, и с печально знаменитым Осиновским перевалом, на котором ежегодно случаются десятки аварий. Здесь как воздух нужна объездная дорога (примерно 18 км). Казалось бы, вопрос с ее строительством был уже решен – утвержден проект, разработана проектно-сметная документация, обещано финансирование на следующий год. Однако в последний момент этот проект снят с повестки дня, деньги в проекте нового республиканского бюджета на него не предусмотрены.
Есть масса нестыковок и несогласований и по другим вопросам. В их числе вопросы строительства и ремонта транспортной инфраструктуры (взлетная полоса и здание семейского аэропорта), водоснабжения и водоотведения (областным акиматом в этом плане представлены в Правительство 14 проектов, требуется 5,5 млрд тенге), увеличения уставного фонда СПК «Ертiс», строительства новых школ вместо аварийных и другие.
Практически все «узкие места», о которых упомянул аким области, требуют не только дополнительного финансового сопровождения, но и организационной, юридической и консультационной помощи.
Уже несколько лет подряд между «небом и землей» висит судьба семейского кожмехкомбината. Этот проект практически завершен, не хватает около трех миллионов долларов, но они-то как раз и стали камнем преткновения в реализации очень перспективного и очень нужного для всей республики предприятия.
Аналогичная ситуация и с Серебрянским заводом неорганических производств. С большим трудом это уникальное предприятие запустили в работу. Из областного бюджета выделили 100 млн тенге для запуска производства, ведь это предприятие для Серебрянска, внесенного в программу по развитию моногородов, является градо-образующим. От него, как от печки, можно в дальнейшем «плясать» и трудиться над созданием новых попутных производств.
Но… едва начатое дело вновь начинает глохнуть в самом начале пути. Поэтому здесь опять требуется жесткое слово Правительства: надо или долги банку списать (около 1,2 млрд тенге), или банкротить предприятие с тем, чтобы подключать к реанимации завода новых инвесторов.
– Это лишь два крупных проекта, – подчеркнул аким области, – которые у всех на слуху. Есть и ряд других, в которых ситуация не столь драматична, но промедление с реализацией которых также может принести нам в будущем немало проблем. Поэтому пользуясь тем, что нынешняя правительственная группа вникает в наши дела и планы досконально, хотелось бы услышать не только советы, но и почувствовать реальную помощь.
Крымбек КУШЕРБАЕВ с этим тезисом Бердыбека САПАРБАЕВА абсолютно согласен.
– Мы для того и приехали к вам, чтобы совместно выработать пути решения главных задач, – отметил он. – Как говорил Президент нашей страны, выступая в сентябре т.г. перед депутатами Парламента, «в условиях осложнения глобальной экономической ситуации подход к формированию бюджета может быть только один. Это экономичность и эффективность всех государственных расходов. Те из них, которые не обеспечивают экономический рост и занятость населения, рассматриваться не должны. Правительству надо продолжить анализ государственных программ, и если нет отдачи, то надо перераспределять средства в другие сферы и направления». Я бы добавил от себя – и регионы. Поскольку разделяю и поддерживаю мнение акима Восточного Казахстана в плане дополнительного финансирования тех областей и территорий, которые справляются с освоением уже выделенных средств.
Представители министерств и ведомств в своих выступлениях с этой мыслью вице-премьера согласны.
Так, к примеру, наш энергетический потенциал гости из Астаны оценивают достаточно высоко. Готовность теплоисточников и коммунальной сферы к эксплуатации в зимних условиях получила оценку «хорошо», хотя отдельные шероховатости в этом плане, особенно в Семее, есть. Вместе с тем высказано мнение о необходимости продолжения реконструкции семейской схемы теплоснабжения, в связи с чем Министерство энергетики совместно с «Самрук-энерго» готовит проект строительства ТЭЦ-3, которая, по всей видимости, будет возводиться на принципах социального партнерства.
Что же касается реконструкции и обновления тепловых сетей (в Семее и Усть-Каменогорске), здесь, скорее всего, будут задействованы бюджетные средства.
Наши успехи в реализации программ развития моногородов и опорных населенных пунктов членами правительственной группы также оценены высоко, в результате в следующем году планируется в рамках этих программ выделить региону примерно тринадцать миллиардов тенге.
Кроме этого будет увеличено финансирование проектов по программе «Занятость-2020» (в текущем году на 64 проекта мы получили около миллиарда тенге, в следующем будет выделено 3,3 млрд), дополнительные средства (в размере 3,8 млрд тенге) поступят в регион и на финансирование переходных проектов и объектов…
В целом работа правительственной делегации в нашей области, похоже, удовлетворила обе стороны. Гости были приятно удивлены успехами восточноказахстанцев в реализации практически всех региональных и республиканских программ, хозяевам понравилась «сговорчивость» правительственных чиновников при обсуждении вопросов финансирования нынешних и будущих проектов.