Воспитание детей неотделимо от обучения
«Рудный Алтай» возобновляет диалог с читателями в формате «прямой линии», проводимой в редакции газеты. По утвердившейся уже традиции, в них принимают участие руководители областных управлений и департаментов. В связи с выездом в командировку руководителя управления образования Аскара Нургазиева, на актуальные вопросы наших читателей ответила его заместитель Гульбараш Маткаримова.
Считается, что самыми выгодными для общества являются инвестиции в обучение детей. Какие средства из бюджета области заложены на развитие образования Восточного Казахстана?(Первые два вопроса заданы от имени редакции).
– За последние пять лет бюджет увеличился в два раза и составил около 70,3 млрд тенге. В том числе за счет республиканского бюджета – более семи млрд тенге. На укрепление материально-технической базы выделяется ежегодно более 1,9 млрд тенге. Из них только за счет бюджета республики – 525,0 млн тенге.
В области ведется грандиозное строительство объектов образования. Поэтапно продолжается обновление автобусного парка, приобретаются кабинеты новой модификации по химии, физике, биологии. Кроме того, лингафонно-мультимедийные кабинеты для школ.
Насколько эффективно и своевременно ведется освоение финансовых средств?
– Средства осваиваются по утвержденным планам финансирования соответствующего финансового года, а также по правилам о кассовом исполнении бюджета, предусмотренным законодательством страны. Освоение бюджетных средств находится под постоянным контролем.
Как решается вопрос о строительстве новой школы с казахским языком обучения в селе Улкен Нарын, где в ней имеется острая необходимость? Илья Благов, Катон-Карагайский район
– В Министерство образования и науки направлена проектно-сметная документация на строительство школы с казахским языком обучения на 600 мест. При внедрении 12-летнего обучения она будет планироваться как школа с профильными классами. Школа будет опорной, своеобразным ресурсным центром для малокомплектных школ района.
Недавно руководитель управления образования вместе с акимом района побывал в Жулдызской неполной школе.
Включена ли она в список аварийных учебных заведений? Сергей Иванов, Катон-Карагайский район
– Названная школа размещается в приспособленном помещении. Поступило предложение районного отдела образования о внесении ее в список аварийных школ. Этот вопрос находится в стадии рассмотрения и изучения.
Сколько школ Восточно-Казахстанской области на сегодняшний день являются аварийными? Арман Гуленов, Риддер
– На 1 января 2013 года по области насчитывалась 61 аварийная школа. По состоянию на 1 октября введено в эксплуатацию шесть школ взамен аварийных. На сегодня всего числится 55 аварийных школ. Взамен них ведется строительство 29 новых школ.
Какие объекты, и в каких населенных пунктах будут введены в строй до конца нынешнего года? Нурлан Нургазыулы, Урджарский район
– До конца 2013 года планируется завершить строительство еще пяти школ. В частности в селе Мамай Кокпектинского района на 80 мест. В Урджарском районе три школы в селах: Кабанбай (на 320 мест), Карабута (на 180 мест), Кайынды (на 80 мест), а также в селе Алгабас Уланского района (на 80 мест).
Какие меры приняты по решению проблемы с долгостроем, скорейшему вводу их в эксплуатацию? Ердос Бейсенбаев, Урджарский район
– В отношении подрядных организаций, нарушивших сроки сдачи объектов образования, ведутся судебные разбирательства. С некоторыми подрядными организациями (в Курчумском районе) расторгнуты договоры, и ведется работа по определению новых подрядчиков для завершения строительства.
Что ожидает в будущем малокомплектные школы, какой может оказаться их дальнейшая судьба? Куаныш Арипулы, Курчумский район
– Всего в области действуют 492 подобные школы.
Малокомплектные школы сокращаются из-за отсутствия детей. В этом году закрыто одиннадцать школ.
Насколько подготовлены школы Восточно-Казахс-танской области к работе в период зимнего отопительного сезона? Алексей Бурнашов, Риддер
– Во всех общеобразовательных школах были проведены ремонтные работы. Это капитальные, текущие, косметические виды ремонтов. Все учебные заведения полностью готовы к отопительному сезону. Для всех учреждений, находящихся на автономном отоплении (где есть собственные котельные на твердом или жидком топливе), определены поставщики топлива. Его поставка ведется согласно заключенным договорам. С 1 октября началась подача тепла в организации с централизованным отоплением.
Во многих школах ученики выпускного класса с началом учебного года отодвигают в сторону все программы и занимаются только подготовкой к ЕНТ, к тестированию. Насколько это правильно? Айдар Кумарбекулы, Усть-Каменогорск
– Государственный общеобязательный стандарт обязана выполнять каждая школа. Подготовка к единому национальному тестированию ведется по дополнительному расписанию.
У меня вопрос, который связан с дефицитом педагогических кадров. Сколько учителей, и по каким предметам не хватает сейчас в Восточном Казахстане? Жанат Адил, Усть-Каменогорск
– Точные сведения о потребности в кадрах обычно мы собираем к декабрю. У нас не хватало 173 педагога. Нынче в школы области пришли 418 учителей. Из них 286 являются молодыми специалистами.
Как реализуется программа «С дипломом в село», насколько охотно молодежь трудоустраивается в сельской местности, где потребность в ней велика? Разия Кумарбекова, Тарбагатайский район
– Только в нынешнем году на постоянную работу в сельские школы приехали 106 молодых учителей по данной программе.
Что собой представляет педагогическое «ядро», насколько оно крепкое и многочисленное? Какие характерные факторы и особенности ему присущи? Айнаш Мырзашева, Аягозский район
– У нас на сегодня более пяти тысяч специалистов в возрасте до 30 лет. Около двенадцати тысяч учителей – до 50 лет. Это самая творческая и продуктивная возрастная категория.
Напрашивается одновременно вопрос о том, какое «лицо» у современного педагога? Мужское или преимущест-венно женское? Хамит Нурпеисов, Жарминский район
– Нужно отметить, что основной контингент кадров в системе образования представляют женщины. Нам очень хочется, чтобы сегодня в школу приходили молодые кадры – мужчины.
Есть ли какие-нибудь прог-нозы по численности учащихся с точки зрения демографических процессов? Какие наблюдаются основные тенденции? Ольга Макеева, Уланский район
– Сегодня самое положительное в том, что увеличивается прием детей в первый класс. Позитивная тенденция наблюдается в росте рождаемости детей.
Можно ли сказать, что образование становится тем самым капиталом, который школьники стремятся приобрести, насколько сильна тяга к знаниям? Екатерина Васильева, Семей
– Стремление к знаниям очень высокое. Особенно это видно по учащимся 11-х классов, которые отдают свое предпочтение математике, физике, химии, биологии. Они прекрасно знают, что в технический век, эпоху передовых технологий, необходимо взять курс на науки естественно-математические.
В чем состоит сверхзадача педагога современной формации, если он выбрал эту профессию и считает, что именно в ней заключается истинное призвание? Оксана Сергеева, Зыряновский район
– Миссия учителя не просто в передаче определенных знаний. Он призван научить ребенка добывать знания. Сегодня есть много путей получения образования. В их числе дистанционное и другие формы, методы обучения. Учитель обязан сам постоянно учиться, пополнять знания. Школьники Восточного Казахстана на республиканских и международных олимпиадах всегда входят в лидеры в личном и в командном зачетах.