Во власти музыки
Не многие казахстанцы знают, что на зарубежных фестивалях наша музыка встречается на ура: казахские этнические мотивы, вплетенные в симфонические произведения, вызывают неподдельный интерес у европейских слушателей, а западные меломаны отмечают большой потенциал казахстанской музыки. Но почему у себя на родине об этих талантах говорят нечасто? И как живет современный композитор в Казахстане и Восточно-Казахстанской области?
Чтобы разобраться в этих вопросах, мы обратились к человеку, который не только творит, но и принимает активное участие в жизни композиторов Восточного Казахстана, для кого музыка и ее написание уже давно стали жизненной необходимостью. Светлана Апасова – одна из ключевых личностей в музыкальном мире ВКО. Уже в восемь лет она проявила интерес к инструментам, начала творить. Окончив музыкальное училище областного центра и государственную консерваторию в тогда еще столичной Алма-Ате, она преподавала в петропавловском музыкальном училище, а после распада СССР вернулась на родину, в Усть-Каменогорск.
Большая часть музыки, что сопровождает сегодня спектакли областного драматического театра, вышла из-под ее пера: «Енлик и Кебек», «Волшебная лампа Аладдина», «Два клена», «Забыть Герострата!», «Муха-Цокотуха», «Инь и Ян», «Единственный наследник» и другие. Гимны многих компаний Казахстана, а также гимн Усть-Каменогорска написала Светлана Апасова. Лауреат республиканских конкурсов, призер многих музыкальных соревнований, член союза композиторов Казахстана и председатель Союза композиторов ВКО точно знает, как и чем живет современный отечественный музыкальный сочинитель.
– Все композиторы делятся на два круга – профессиональные и самодеятельные, – говорит Светлана. – Отличие простое: профессионалы имеют консерваторское образование по классу композиции.
Непрофессионалы по большей части пишут эстрадные песни, в то время как академические произведения остаются прерогативой профессиональных музыкантов. Однако презентуют свои творения и те и другие на общей сцене – на фестивалях современной музыки композиторов Восточного Казахстана.
Первый такой фестиваль прошел в 2008 году в Усть-Каменогорске, где на суд широкой общественности были представлены произведения большинства авторов ВКО: Олега Джаниярова, Светланы Апасовой, Ольги Юлтыевой, Ляззат Жумановой, Маульта Рахимбаева, Мубарака Шакирова, Арыстанбека Какиева, Нелли Мельниковой, Уатхана Жунусова, Багдат Есдаулетовой и других.
– На концерте присутствовали члены Союза композиторов Казахстана, среди которых был и заместитель председателя Артык Токсанбаев, – говорит Светлана Апасова. – Он отметил достойный уровень симфонического и камерного оркестров, оркестра казахских народных инструментов.
Несмотря на то, что подобное мероприятие для местных жителей в диковинку, зал оказался заполнен слушателями под завязку. Вопреки опасениям организаторов, все билеты раскупили еще задолго до концерта – без поддержки зрителей отечественные авторы не остались. Успех этого фестиваля послужил катализатором создания филиала Союза композиторов в ВКО. Даже далекие от музыки люди, решившие посетить это мероприятие, были приятно удивлены талантом областных композиторов.
Как бы странно это ни звучало, но даже для профессиональных композиторов написание сложнейших симфоний и оперных произведений – скорее серьезное хобби, чем серьезная работа. Почему так? Дело в том, что никто не платит за музыку заработную плату. Напрямую. И чем же современный восточноказахстанский композитор зарабатывает на жизнь?
– Многие из нас работают преподавателями музыки в различных учебных заведениях, – поясняет Светлана Апасова. – Бывают и заказы на авторские сочинения – для хора, оркестра казахских народных инструментов, симфонические произведения и, конечно же, песни к различным мероприятиям.
Уже на протяжении десяти лет Светлана Апасова занимается тем, что пишет музыку к спектаклям областного драматического театра. Если бы в городе не было профессиональных композиторов, то режиссерам пришлось бы искать авторские произведения для своих постановок через интернет, в других городах, а может, и странах.
– Писать приходится в свободное от работы время, – говорит Светлана Апасова. – Нужно понимать, что написать трехминутную песню – это одно, а создать симфонию – уже совсем другое. Это вдумчивый творческий труд, требующий глубинного понимания аранжировки. Между делом написать симфонию не получится, для этого необходимо целенаправленно заниматься творчеством.
Однако из-за того, что основное время композиторов занято на работе, времени на, казалось бы, главное их призвание, остается совсем немного. Кроме того, нужно найти место, где никто не потревожит, а у многих ведь семьи, дети, которым тоже требуется внимание. Нехватка времени – это, пожалуй, главная проблема казахстанских композиторов. Конечно, благодаря развитию технологий путь произведения от замысла композитора до конечного результата стал значительно короче, чем он был раньше, однако музыкантам приходится много времени уделять другим занятиям, финансово более перспективным.
– Хочется отметить, что за годы независимости республики у отечественных авторов появилось больше возможностей реализовать себя творчески: с созданием филиалов Союза композиторов произведения наших авторов стали звучать по всему Казахстану.
Помимо концертной деятельности композиторы ВКО пишут, издают и тиражируют сборники авторских произведений. Чаще всего почти весь процесс создания такого сборника ложится на плечи самого автора. По словам Светланы Апасовой, после распада СССР, в 90-е годы, композиторская среда Казахстана переживала упадок – многие талантливые музыканты побросали свои инструменты и переключились на более выгодные сферы, появившиеся в независимом Казахстане: торговля, предпринимательство, бизнес. В те годы был настоящий дефицит авторской музыки казахстанских композиторов, а ведь время идет, и этот пробел нужно восстанавливать.
– Та музыка, которую молодежь слушала 20 лет назад, значительно отличается от той, что популярна среди молодых людей сегодня, – говорит Светлана Апасова. – От этого никуда не деться: время требует других, новых мелодических оборотов, текстов, форм. И такие преобразования касаются не только популярной, но и академической музыки.
Именно поэтому подъем авторской композиции в последние годы встречается людьми на ура. По словам Светланы Апасовой, главная задача Союза композиторов Казахстана, в том числе, восточноказахстанского филиала – обогатить музыкальный фонд страны. К примеру, республике необходимы свои современные песни для детей на казахском и русском языках, их база должна регулярно пополняться.
В Казахстане есть различные конкурсы для композиторов, где они могут проявить себя на республиканском уровне: «Тәуелсіздік толғауы», «Астана–Байтерек», «Шабыт» и другие. А также гранты, предоставляемые государством на написание музыки, драматургических произведений. Эти мероприятия имеют солидный призовой фонд, однако на этом путь лауреатов и призеров заканчивается – дальше, на международные конкурсы, дороги оттуда нет. Так как же тогда музыка казахстанских авторов продвигается за рубежом?
На зарубежные фестивали казахстанские авторы пробиваются сами – другого пути нет. Благодаря возможностям интернета можно договориться с организаторами об участии. И когда это случается, композиторы сильно удивляются реакции публики на их произведения. Как ни странно, но то, что мы здесь, в Казахстане, воспринимаем как само собой разумеющееся, может иметь крупный успех в других странах. Активное смешение традиционной симфонической и этнической казахской музыки произвело настоящий фурор на фестивалях в Израиле, Италии, Франции. Даже для искушенных слушателей соло на кобызе под аккомпанемент камерного оркестра – как глоток свежего воздуха среди современной культуры.
Еще один канал распространения творчества музыкантов – театр. Сложно себе представить серьезную театральную постановку без музыкального сопровождения. Нередко казахстанские спектакли ставят в театрах соседних стран, в которых обязательно звучит авторская музыка. Например, «Маленький Мук» Сергея Астраханцева был поставлен в Пермской области, Калуге и Санкт-Петербурге.
Несмотря на то, что Союз композиторов ВКО активно работает, за последние семь лет проведен всего один фестиваль авторской музыки, который прошел в Усть-Каменогорске 11 марта текущего года. Республиканский фестиваль современной музыки композиторов Казахстана «Ұлы Дала Елі» был посвящен 25-летию Независимости РК. Он охватил творчество не только восточноказахстанских авторов, но и композиторов со всех регионов Казахстана.
Это связано с недостаточным финансированием – такие фестивали проводятся исключительно на энтузиазме самих композиторов, при поддержке областной государственной филармонии.
Творчество самодеятельных авторов в ВКО формировалось на городских и областных конкурсах песни. Это «Песни души», проводимый областным музеем искусств и ежегодный городской конкурс песни «Усть-Каменогорск – любовь и гордость моя». За это время выросла целая плеяда замечательных музыкантов, талантливых авторов песен – Арыстанбек Какиев, Маржангуль Маниярова, Эрика Кравец, Игорь Кабанов, Олег Иванов, Олег Вуккерт, Светлана Апасова, Виктор Сычук, Вячеслав Ершов, Евгения Ложкина, Стас Реймер, Вадим Дик, Анжелика Курумбаева, Кайрат Сулейменов, Евгений Ковтун, Марина Тарасенко, Александр Алексеев, Максим Черноусов, Руфина Карибаева и др.
– Это говорит о том, что наша земля богата талантами, – говорит Светлана Апасова. – Сейчас молодые авторы пишут песни уже в современных стилях и жанрах, но, к сожалению, не могу назвать фамилий – информация о них довольно разрозненная и в основном доступна только в интернете. Связано это с тем, что конкурсы песен в нашем городе уже попросту не проводятся. А жаль!