Общество

«Вложил личную судьбу…»

Улица им. Крупской в Усть-Каменогорске переименована в улицу Евгения Брусиловского.

«Вложил личную судьбу…»

Казахская музыкальная культура за несколько десятилетий ХХ века пережила период своего расцвета. За короткое время был освоен весь жанровый арсенал европейской классической музыки. Исследователи это явление связывают с именами этнографа, композитора А. Затаевича и композитора Е. Брусиловского. Первый из них записал и обнародовал тысячи песен и мелодий, лучших образцов казахского музыкального фольклора, открыл миру имена многих их исполнителей, настоящих самородков. Евгений Брусиловский, как отмечают, «раскрыл духовный потенциал этих песен и мелодий, возвысив их до уровня шедевров мировой музыкальной культуры».

ВО ВСЕМ ПЕРВЫЙ

Е. Брусиловский родился в Ростове-на-Дону. Учился в Московской, затем в Ленинградской государственных консерваториях. В 1933 году был командирован в Алма-Ату. Работал музыкальным руководителем Казахского музыкального театра, художественным руководителем филармонии. Одновременно – преподавателем алматинской консерватории. В 1939–1948 годы – председатель оргкомитета, а в 1948–1953 – председатель правления Союза композиторов республики. Автор музыки Государственного гимна Казахской ССР (1945 г., совместно с Муканом Тулебаевым и Латыфом Хамиди).

Сообщают, что еще в ленинградские годы Евгений Брусиловский был успешным композитором, автором двух симфоний и двух мелодий к кинофильмам. У него была хорошая работа. Его ждала квартира в городе на Неве. И плюс ко всему, наверное, лучшая перспектива для раскрытия своего профессионального потенциала. Потому неудивительно, что друзья его отговаривали от поездки в эту «глушь». Но Евгений Брусиловский приехал в Казахстан. Сразу же окунулся в круговорот музыкально-культурных событий. Он прожил в Казахстане 36 лет, и все годы, да что там – все дни и недели были заполнены напряженной творческой работой.

Известно, что Е. Брусиловский является автором первых казахских опер. Среди них особое место занимает опера «Қыз Жібек». Создать ее предложил нарком просвещения Казахстана Т. Жургенов. Посоветовал использовать для нее собранные А. Затаевичем народные песни и мелодии. Композитор работал над оперой в тесном сотрудничестве с автором либретто Г. Мусреповым, режиссером Ж. Шаниным, режиссерами К. Джандарбековым, К. Байсеитовым, певцами Куляш Байсеитовой и М. Ержановым. Это сотрудничество стало очень плодотворным.

УКРАШЕНИЯ ЛЮБОГО РЕПЕРТУАРА

В опере было использовано с полсотни народных кюев и песен в обработке композитора. В основу арии Кыз Жибек, самой знаковой в опере, легла песня акына, народного композитора Ыбрая «Гакку». Именно эта песня, в минимальной обработке ставшая нежной и волнующей арией в замечательной опере, на Декаде казахского искусства в Москве в 1936 году принесла головокружительный успех и звание народной артистки СССР Куляш Байсеитовой в ее всего лишь 24 года.

Основатель казахской национальной оперы создал девять опер, вершинным созданием среди которых называют «Дудар-ай». Им впервые в Казахстане созданы камерные и симфонические произведения. Его кантаты, оратории, произведения для оркестра казахских национальных инструментов, хорового исполнения становились украшением любого репертуара. Несмотря на новизну в жанровом отношении, были понятны слушателям из далеких аулов. Кроме того, Е. Брусиловский создал около пятисот собственных песен и романсов. Среди них называют такие настоящие жемчужины, как «Две ласточки», «Сайра», «Шолпан».

Люди старшего поколения помнят эти песни-долгожительницы, покорявшие любую аудиторию и в исполнении известных певиц, и юных участниц школьной самодеятельности, не выходившие из их репертуара несколько десятилетий. Можно сказать, что на этом богатом музыкальном наследии были воспитаны внутренняя культура и человеческие чувства нескольких поколений.

Этот феномен можно объяснить тем, что сам композитор всей душой полюбил казахскую народную музыкальную культуру. Считал большой удачей для себя то, что успел застать Кали Жантилеуова, Дину Нурпеисову, многих других домбристов, хранителей народной музыки, услышать печальные звуки кобыза. Композитор собирал и записывал более 250 казахских народных песен и кюев. Таким образом он стал истинным знатоком и ценителем казахской народной музыки. Об этом сам Евгений Григорьевич сказал емко и очень выразительно: «Я вложил свою личную судьбу в судьбу казахской культуры».

С именем Евгения Брусиловского связано также создание новой профессиональной композиторской школы в Казахстане. Будучи не только выдающимся композитором, но и замечательным педагогом, обучил и воспитал целую плеяду не менее одаренных учеников, своих последователей, работавших впоследствии в любом музыкальном жанре с блестящим успехом.

ПРОНЕСЕТ ИЛИ НЕТ?

Евгения Григорьевича связывали тесные дружеские отношения со многими из казахской национальной интеллигенции, что тоже, надо думать, не могло не помочь ему во вхождении в духовный мир казахов и узнавании особенностей их творческого мышления. В это время в республике открываются самодеятельные, музыкальные, театральные кружки. Привлекаются к профессиональной деятельности народные певцы, музыканты. Но время не было безоблачным. Об этом в своих воспоминаниях композитор пишет: «Шел 1937 год. Это был год безжалостного, систематического истребления национальной интеллигенции. Квартиры в наших «домах специалистов» каждую ночь теряли своих хозяев. Каждую ночь люди жили в состоянии панического ожидания стука у входной двери… В этой нервной, тревожной обстановке у нас организовалась дружная компания»…

Компания состояла из пяти семейных пар: Мухтара Ауэзова, Габита Мусрепова, Хамзы Есенжанова, Канабека Байсеитова и Евгения Брусиловского. Каждую субботу собирались по очереди у кого-то из них в доме. Услышав шаги на лестнице, все замирали в напряженном ожидании – пронесет или нет… «Валентина Николаевна, уже имея опыт, заранее приготовила для Мухтара Омархановича удобную небольшую корзиночку, где находилось все, что требуется арестанту. Эта корзиночка наготове стояла в передней», – пишет Е. Брусиловский.

И все же встречи этих выдающихся людей своего времени не всегда кончались благополучно. Из записей Е. Брусиловского мы узнаем, что однажды пришли за Хамзой Есенжановым. «Вернулся он только через 20 лет, – вспоминает автор. – Соня (Сания – прим. авт.) мужественная жена, все вытерпела, все вынесла, вырастила сама детей, сберегла семью и дом и, наконец, дождалась возвращения мужа». Добавим от себя: Хамза Есенжанов был осужден на 25 лет, отсидел 17, вернулся в 1955 году, уже через два года выпустил первую книгу романа-трилогии «Ақ Жайық». До конца жизни написал несколько книг, нашедших массу читателей. Перевел на казахский язык произведения А. Пушкина, И. Тургенева, М. Шолохова. Такие были у Евгения Брусиловского друзья. В той душной, опасной атмосфере все они продолжали творить свои бесценные произведения.

Евгений Брусиловский прожил в Казахстане 36 лет. За эти годы вжился в казахскую культуру, полюбил казахскую народную музыку и отдавал весь жар своей души ее популяризации. Считал, что казахская национальная музыкальная культура богата и своеобразна, нужна большая исследовательская, историко-этнографическая работа, которая должна быть научнее, глубже и историчнее. Евгений Григорьевич Брусиловский в 1948 году удостоен Сталинской премии второй степени за кантату «Советский Казахстан». И Государственной премии Казахской ССР им. Курмангазы за симфонию «Курмангазы». Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Евгений Григорьевич Брусиловский является автором опер «Кыз Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын», «Айман Шолпан», «Золотое зерно», «Гвардия, вперед!», «Амангельды», «Дудар-ай», «Наследники», музыки к балету «Козы Корпеш — Баян Сулу», кантаты «Советский Казахстан», девяти симфоний, в том числе симфонии «Курмангазы», концертов для фортепиано с оркестром, большого количества хоровых произведений, песен, романсов. Собрал и записал более 250 казахских народных песен и кюев.

Шакерхан Азмухамбетов
Фото из открытых источников

Еще новости

Back to top button