Вишневая моя Украина, или Предвзятый взгляд на рiдну Батькiвщину
Могучая река Днепр протекает по территории трех государств – России, Белоруссии, Украины. Писатель Николай Гоголь не преувеличивал мощь этой трансграничной голубой артерии, когда писал: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Его гигантские размеры трудно вообразить! Ведь только остров Хортица, расположенный посередине реки, растянулся в длину на 12 и в ширину почти на пять километров! Именно здесь сооружена самая известная на территории бывшего Союза ДнепроГЭС, рядом с которой и находится индустриальный центр промышленной Украины – Запорожье, бывший Александровск.
(Часть 2. Начало в №5)
Город не поразил нас своей уникальностью, архитектура в стиле соцреализма и хаотично разбросанные «хрущевки».
При миллионном населении и огромных расстояниях здесь почти нет больших маршрутных автобусов. В основном по улицам бегают «Газели» и старые-престарые троллейбусы. Вещевой рынок почему-то расположен прямо на трамвайных путях, а цены в магазинах не сопоставимы с украинскими зарплатами и пенсиями. Поэтому здесь очень часто можно услышать примерно такое обращение к продавцу: «Будьте ласкавi, менi… 100 граммов масла и 150 ковбаски…».
Верно говорят – гость мало побудет, да многое увидит. У нас в Казахстане пожилые дамы соблюдают цветовую гамму – шляпки, береты в тон палантину, перчаткам, а в таком мегаполисе как Запорожье прохожие обоего пола одеваются серо и буднично, на них, как правило, неизменные брюки и куртки скромных функциональных расцветок. Неприятно удивило, что почти все представительницы прекрасного пола (от совсем юных до пожилых) весьма дружны с сигаретой. Возможно потому, что наша страна (Казахстан) преимущественно мусульманская, курящая дама не выставляет свой порок напоказ и если пускает голубой дымок, то тайком и за углом. Здесь же порядки совсем иные, одним словом – разбалованная Европа…
Сколько песен посвящено этой детали украинского народного костюма, недаром ведь говорят: народился в сорочке, быть в жизни счастливым!
По большим национальным и религиозным праздникам и в городе, и особенно в селе украинцы достают из сундуков национальные костюмы. Мужчины надевают просторные атласные шаровары, подпоясанные алым кушаком, и расписную сорочку. Женщины – юбку-спидницу и поверх еще одну – плахту, для тепла – шерстяную свитку, обхватывающую талию. Украинки не скупятся на украшения: на груди красуется намысто – бусы из кораллов, жемчуга, драгоценных камней или монеты на шнурке. Непременный атрибут – серьги в виде дутых колец из серебра и золота.
Национальный головной убор у мужчин и женщин издавна выполнял роль оберега. У мужчин высокая барашковая шапка – кучма, у замужних женщин намытка – полотно, завязанное на затылке. Девушки украшали свои прелестные головки венками, вплетая в них яркие розы, мальву, пион, мак, обвивая плетями хмеля, символизирующего ум и хитрость. К венкам привязывали ленты: в центре коричневая, как земля, по бокам светло-желтые – знак солнца и зеленые – молодость, весна, синий цвет неба сберегал здоровье, темно-желтая – это хлебная лента, малиновая и фиолетовая означали мудрость и достаток в доме. Длина лент была точно определена – они должны быть ниже девичьей косы и полностью закрывать волосы. Венок считался символом девственности.
Для лиц обоего пола святым и душевным предметом одежды является сорочка-вышиванка. Это не простая рубашка, в ней скрыт мистический оберег. Женские руки бережно с любовью вышивают полотно в тех места, куда, считалось, может проскочить нечистая сила: горловина, грудь, рукава и подол. В узоре зашифрован генетический код рода, идея бессмертия, духовный символ народа, он притягивает позитивную энергию и защищает душу человека.
Творчество рукоделия уходит своими корнями в глубину веков. Человек всегда верил в могучие силы природы, вышитый дубовый лист придавал мужчине силу, сокол на вороте – храбрость. Девушкам шелковыми нитями вырисовывались васильки, маки, розы. Колос, виноград, хмель всегда были символом жизни, богатства; голубь, соловей – любви и бессмертия, пчелы – продолжения рода.
Вышиванка сохраняла духовную и материальную основу украинской нации, вечное стремление к прекрасному. В ней заключен сакральный смысл бытия – на белом полотне девушка вышивает свою долю на долгую и счастливую жизнь.
Современные дизайнеры демонстрируют расписную сорочку как модный бренд, на Украине (особенно в западных и центральных областях страны) ежегодно проходят парады вышиванок, мастерицам дарят серьезные подарки, призы.
Национальное достояние пропагандируется и на государственном уровне. Например, в городе Тернополе предоставляется бесплатный проезд для тех, кто в национальном костюме.
На выставках цена некоторых шедевров доходит до 500 долларов, и все же приобрести данный наряд возможно, на поток поставлено фабричное производство сорочек, хотя ручная вышивка несет тепло рук, особую ауру, энергетику от предков, и верится, что стежок тот не прервется вовек.
По херсонскому шляху Никополь – Берислав добрались мы в село Дудчаны, что находится на берегу Каховского водохранилища. Въезд в любое украинское село украшен «каплычкой» – это пьедестал, на котором установлена статуя Богоматери, ее в этих краях особо почитают. Сверху сооружен навес, с четырех сторон небольшие колонны, увитые хмелем, лозой винограда, у ног девы – букетики полевых цветов, фрукты, а сама она покрыта шарфиком, палантином, расписным рушником. Эту западную традицию принесли сюда переселенцы из Тернопольской, Львовской, Ивано-Франковской областей.
Село это старинное, основано почти 300 лет назад, пережило крепостное право, интервенцию в первую мировую войну, установление советской власти, коллективизацию, во время Великой Отечественной – тяжелейшую оккупацию.
Также его жители испытали на себе жесточайший фашистский террор, ведь оккупация длилась долгих два года и восемь месяцев, и многие старожилы до сих пор помнят, как угоняли молодых ребят и девчат в Германию… 9 марта 1944 года войска Третьего Украинского фронта освободили Дудчаны от фашистской нечисти. В боях за село проявил мужество и отвагу сын башкирского народа гвардии лейтенант Минигали Губайдуллин, повторивший подвиг Александра Матросова. Воину-храбрецу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На высоком кургане в селе установлен памятник. 250 жителей села ушли на фронт, 144 пали смертью храбрых. Земляки свято чтут их память.
В честь воинов, павших на фронтах Великой Отечественной войны, установлено несколько обелисков, в том числе Неизвестному (безымянному) солдату.
Несмотря на огромное расстояние, у Казахстана и Украины общая боль. Отголоски войны звучат в наших сердцах и поныне. Недавно в Донецкой области в селе Спасско-Михайловке поисковики нашли на местах боев более полусотни останков солдат, среди них семь воинов – наших земляков-восточноказахстанцев. Никто не забыт, и ничто не должно быть забыто.
…Почти 30 лет мы не были в Дудчанах. Нет, не порадовали нас изобилием и благополучием родные края. Нет здесь новостроек. Дома, к счастью, крыты не камышом, но и современных черепичных материалов на крышах – раз-два и обчелся! Внутренний интерьер тоже удручает, во многих домах и хатках до сих пор… земляные полы, прикрытые сверху простым линолеумом или домотканными дорожками. Ни в одной усадьбе (там, где мы были) не увидели сложенной хотя бы из камня или самана баньки. Ванну и душ здесь нередко заменяют… корытом и тазиком. По этому поводу сами украинцы даже сочинили анекдот. «Приехали иностранцы в степное далекое село, знакомятся с жизнью его обитателей. Замечают, что в хатах нет ванн. Спрашивают хохлушку:
– А где вы моетесь?
– Так вон, в озере.
– А зимой?
– Так скильки той зимы?!».
Морозы в этих краях хоть и кратковременные, но достигают 20 и больше градусов, при этом уголь никто не запасает.
На все один ответ: «Та вин же дорогый!». В холода топят печки «кмысом» – хворостом, что собирают в лесополосе или в плавнях – по берегам водоемов.
Сегодня на подворьях в Дудчанах тишина, не мычат коровы, не блеют ягнята… «Выпасов немае, – сетуют жители. – Усе позахватывалы городские фермеры, для молока держым козочек».
…Существует миф о том, что экономность является одной из национальных черт характера украинцев, и множество анекдотов якобы тому подтверждение, как в той поговорке: «…Сало – оно и есть сало, чего его пробовать?».
В действительности щедрость украинского народа даже при катастрофически низком материальном положении всегда широка и бесконечна. Как и казахи, украинцы весьма гостеприимные хозяева, они могут устраивать шумные застолья от утра до вечера и от вечера до утра. Не в натуре народа стенать и плакать, как тут говорят – «журыться». Все, что в печи – на стол мечи. А что на стол поставить, всегда в доме найдется. Ведь в саду груши медовые поспели, под ногами хрустят осыпавшиеся грецкие орехи, в огороде картошка и буряк для борща, в погребе разные соления и закатки (пусть они и последние), пампушки с чесноком, качка (утка) с яблоками, в плавнях пузатые караси ждут своего часа, и… слово за слово, через час-другой стол будет ломиться от яств, и под горилочку польется веселье, потекут звонкие и сочные украинские песни. Хохлов за эту расточительность, а также за самостийность суждений и независимость характера часто упрекают во вредности, но у наших находчивых земляков на это есть прекрасный ответ: «Зато мы гарно спiваемо!».