Великий триумфатор. И безвинная жертва
Улица Дзержинского в Усть-Каменогорске переименована в ул. Амре Кашаубаева.
Амре Кашаубаев – настоящий триумфатор, певец, первый казах, чья яркая звезда зажглась над небом Европы. Ему истово, восторженно рукоплескала, да не единожды, московская публика. Его, по определению Александра Затаевича, полный «живого, непосредственного чувства и подкупающей свежести», «красивый, сильный и сочный голос при большом запасливом дыхании» заставлял трепетать сердца на этнографическом концерте на Всемирной выставке в Париже в 1925 году и на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в 1927-м.
Исследователи жизни этого выдающегося человека пишут о том, что «об уникальном голосе Амре писала французская периодика, его голос сравнивали с голосом Энрико Карузо и Марио Ланца. «Парижская неделя» отмечала: «Обладатель волшебного голоса Амре Кашаубаев… упоительно исполнил песни своего народа, способные хватать за самую душу». Известный французский музыковед в журнале «Ле мюзикаль» писал об Амре как о редком музыкальном явлении. Профессор Сорбоннского университета Перно записал на фонограф несколько казахских песен в исполнении Амре.
Им восхищался французский писатель и музыковед, Нобелевский лауреат Ромен Роллан, который, услышав впервые голос Амре, воскликнул: «Теперь я понимаю, почему на Востоке певцов сравнивают с соловьями…» О личном отношении Ромена Роллана к казахскому певцу говорит и такой малозначительный вроде факт, что он с Амре Кашаубаевым и известным деятелем алашского движения Мустафой Шокаем втроем поднимались в один из вечеров на Эйфелеву башню. Этот роковой шаг позже припомнили певцу.
Его приглашали с гастролями в Великобританию. Но по неизвестным причинам поездка не состоялась. Перед поездкой советской делегации в Париж газета «Правда» среди трех «истинных гвоздей сезона», чьи «примитивы» не уступают по художественной высоте лучшим номерам европейских виртуозов», был назван певец из казахских степей.
Безусловно, эти восторженные оценки ценителей музыкального искусства, те несколько песен, записанные на фонограф, найденные через полвека в архиве, дают ясное представление о масштабах исполнительского мастерства певца и чарующей природной красоте его уникального голоса. Сегодня мы слушаем песни Амре на CD. О триумфальной и одновременно трагической судьбе удивительного человека идут спектакли в театрах. О том же рассказывает художественный фильм «Амре», совместная казахстанско-американская кинопродукция. То есть фильм об Амре Кашаубаеве вышел на мировой кинорынок.
Так, собирая крупицу за крупицей, увековечивается память об Амре. Судьба этого человека заслуживает того. Он вышел из бедной семьи. Чтобы поддержать ее, с ранних лет начал работать кучером, сторожем, грузчиком. Но обездоленным себя не чувствовал. Природа воздала ему за все. Высоким духом, неповторимо красивым голосом, чувствительным сердцем, неотразимым обаянием. Народ его полюбил. От чистого сердца. Он стал живой легендой при своей жизни.
Говорят, Мустафа Шокай заплакал, когда встретил Амре в Париже. И Жаркын Шакаримов не сдержал слез, когда неожиданно нашел в московском музее записи с песнями певца, считавшиеся потерянными навсегда. И тем более, когда услышал его голос, покорявший души и сердца. В этих скупых мужских слезах тоже проявлялась народная любовь к певцу.
Через годы остались единицы людей, может быть, не осталось никого, кому посчастливилось слушать его вживую. Легенды продолжали жить, их, полные восхищения, рассказывали все. Свою любовь к песенной традиции, к песне, высокой, вольной, трогательной, рожденной на широкой, открытой природе, народ всецело переносил на Амре, на своего любимца. Богатого душою. И дарованиями. Казахская степь всегда была богата талантами. Талант Амре блистал в кругу таких певцов, покоривших сердца и души поклонников, как, по определению того же А. Затаевича, глубочайший «бытовик» Кали Байжанов, «наипоэтичнейший» из всех певцов Габбас Айтбаев, подлинный чародей песенного искусства Майра. Было немало и других, кому рукоплескали в самых больших и взыскательных аудиториях, в том числе и в Москве, Омске, других культурных центрах. Но самой большой легендой среди них и непреходящей болью стал Амре Кашаубаев. В родной степи, родившей его, взрастившей, вложившей в него такой бесценный жемчужный дар, окружили его таким ослепительным ореолом славы. И… для него держали наготове карающий меч.
Надо ли удивляться этому? Думаю, что нет. Он был дитя своего народа, все лучшее перенявший от него. Также был он дитя своего времени. Пережил все, что выпало в те годы на всех. Судьба его была неразрывно связана с судьбой его народа. Он должен был пережить вместе с ним все сполна – и триумф, и трагедию.
Амре родился в 1888 году в местности Кайнар на территории нынешней Восточно-Казахстанской области. В начале прошлого века, когда всю казахскую степь охватила неуемная жажда знаний и культуры, юный певец был вовлечен в это волнующее культурное движение. Впервые проявил себя на Кояндинской ярмарке, являвшейся ежегодным фестивалем национального устного творчества. Он разделил первенство со знаменитым Кали Байжановым. Ему было тогда всего восемнадцать лет.
Стал одним из первых участников молодежного драматического кружка «Ес аймак», организованного в Семее в начале 20-х годов прошлого века. Обладателя многогранного дарования приняли в Казахский театр драмы, где дебютировал в роли Жапала в первой постановке трагедии «Енлик-Кебек» М. Ауэзова. Как театральный актер выступал в разных ролях в спектаклях «Карагоз», «Байбише-Токал», «Айман-Шолпан» М. Ауэзова, «Подводная лодка» М. Тригера, «Мятеж» Д. Фурманова.
Амре Кашаубаев стоял у истоков образования Казахского музыкального театра, будущего Театра оперы и балета. В последние дни и недели своей жизни готовился выступить в роли Тулегена, главного героя оперы Е. Брусиловского «Кыз Жибек». Жизнь его оборвалась за день до премьеры этой замечательной оперы, совершившей позже настоящий фурор в Москве. Сегодня кажется просто фантастикой представить себе рядом на сцене двух чародеев песенного искусства, двух ослепительных звезд – Амре в роли Тулегена и Куляш Байсеитову в роли его возлюбленной – Жибек…
Исследователи жизни Амре Кашаубаева говорят, что некие силы, совершив с ним физическую расправу, многие годы пытались стереть его имя из истории народа и из памяти людей. Его могилу поспешили сровнять с землей. Памятник, несмотря на специальный приказ Комиссариата просвещения, так и не был установлен.
В семидесятые годы Динмухамед Кунаев под свою личную ответственность распорядился выделить средства на создание памятника А. Кашаубаеву. Скульптор Т. Андрющенко изготовил монумент высотой семь метров. К тому времени певец был уже оправдан, на дворе стояла долгожданная оттепель. Несмотря на все это, монумент исчез бесследно.
Но вопреки всему, памятник нерукотворный установил ему народ, навеки сохранив в памяти его имя, в сердце – любовь к нему.