Образование

Век живи – век учись

Век живи –  век учись

Педагогические специальности уже несколько лет значатся в перечне приоритетных. В области по-прежнему существует дефицит кадров в сфере среднего образования. Например, по информации областного управления образования, в школы Восточного Казахстана на первое декабря прошлого года требовалось 324 учителя. Один из путей решения этой проблемы – выделение грантов на подготовку специалистов из бюджета области.

В 2007 году в регионе принято решение оказывать социальную поддержку выпускникам общеобразовательных школ из малообеспеченных семей, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей для оплаты обучения в высших учебных заведениях области. Начиная с 2013 года, данный вид социальной помощи предоставляется только сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Как сообщили в управлении координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области, с 2007 по 2015 год по грантам акима области в вузы поступили 1134 выпускника из малообеспеченных семей и дети-сироты. На сегодняшний день от общего количества поступивших по этому гранту завершили обучение 689 человек.

– В основном студенты стараются, понимают, какая возложена на них обязанность и ответственность, – говорит специалист управления Дамир Таимов. – Но не все доходят до последнего курса.

В чем причина? Почему молодые люди, обучающиеся по грантам акима области, бросают вуз? При этом задумываются ли они, что на их обучение затрачены немалые деньги налогоплательщиков, то есть нас с вами. В настоящее время продолжают учиться 327 человек. Это дети-сироты и дети из малообеспеченных семей, которые поступали в вузы еще в 2012 году. Сумма финансирования на 1 января 2016 года составила 319,6 млн тенге.

– Порой студенты учатся на педагогов, заведомо зная, что вряд ли когда-нибудь выберут учительскую стезю, – говорит учитель начальных классов средней школы № 23 Акбигет Бейсембинова. – Энтузиастов, целенаправленно готовящих себя для работы в школе, очень мало, и, как правило, после прохождения практики их становится еще меньше. Побывав в роли молодого учителя и узнав все нюансы этой непростой профессии, студенты начинают сомневаться в правильности своего выбора.

В Восточно-Казахстанском государственном университете имени С. Аманжолова повышению престижа профессии учителя посвящается много времени. Быть хорошим учителем во все времена непросто. Нехватка кадров скоро будет особенно ощутима, ведь подготовленные молодые педагоги не торопятся устраиваться на работу. Под угрозой преемственность профессиональных учительских кадров. Из школы сегодня уходят на заслуженный отдых корифеи своего дела. При получении государственного образовательного гранта не ставится условие об обязательной отработке по специальности в местности, где родился и вырос студент. Подобная практика применяется лишь при распределении грантов акима области, когда выпускник должен проработать в селе три года.

– Отбор претендентов на получение данной социальной помощи проводится специальной комиссией, созданной на местном уровне всеми городами и районами области, – говорит исполняющая обязанности руководителя управления координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области Самал Мырзабаева. – Список претендентов предоставляется управлению координации занятости и социальных программ для рассмотрения на областном уровне. После одобрения всех кандидатов заключается трехсторонний договор между вузом, студентом и местными исполнительными органами.
Контроль исполнения всех пунктов договора осуществляется отделами занятости и социальных программ области.

В договоре прописано, что при отчислении из вуза бывший студент в течение месяца обязан возместить в бюджет города или района все денежные средства, потраченные на его подготовку. Также отдать деньги придется, если выпускник не отработает три года в сельской местности. В случаях отказа возместить деньги в казну, взыскание средств осуществляется по решению суда, согласно законодательству Республики Казахстан.

Филологи, отзовитесь!

Из года в год педагоги различного уровня обучения передают свои знания и опыт ученикам. От этого зависит будущее страны. На протяжении многих лет студенческие группы в Восточно-Казахстанском государственном университете им. С. Аманжолова формировались исключительно за счет грантов. Этого хватало, чтобы удовлетворить потребность региона в учительских кадрах.

– До 90-х годов прошлого века мы набирали три группы на очное отделение и три – на заочное, – говорит профессор ВКГУ им. С. Аманжолова Люция Абдуллина. – Наполняемость группы достигала 30 человек. Филологическое образование считалось универсальным. Выпускники филфака закрывали потребности региона не только в учительских кадрах, но и в специалистах, где требовалась грамотная устная и письменная речь. Талантливые выпускники школ, кто тяготел к филологии, готовили себя для поступления в вуз. У них был реальный шанс поступить на бюджетные места, хорошо сдать экзамены и учиться любимой профессии.

В то время республика нуждалась в специалистах с техническим образованием. Приоритетными стали юриспруденция и экономика. В учительских кадрах такого дефицита не было. Несколько лет назад стало заметно, что количество грантов на все образовательные специальности резко сократилось, одновременно увеличилась плата за обучение.

Учительская профессия необходима всегда. И если раньше общеобразовательные гранты выделяли на обучение учителей русского, казахского, английского языков, математики, физики то сейчас их количество очень мало. И какая среднестатистическая семья сможет оплатить обучение, если его стоимость превышает бюджет семьи? На образовательные специальности стало поступать все меньше абитуриентов. Это касается не только русского языка, но и физики, математики. Группы малокомплектные.

– Проблема разрешима, если деньги на обучение будут выделять акимы районов, – говорит Л. Абдуллина. –Сегодня в вузе по грантам акима области учатся три студентки на журналистике. Но грантов было бы больше, если бы к этому подключились акимы районов. Им известно, в каких школах трудятся учителя пенсионного возраста, где надо готовить молодых учителей математики или русского языка.

В составе информационно-пропагандисткой группы от областного акимата Люция Ильдаровна побывала во многих районах области. Она непосредственно общалась с акимами районов, и те совсем не против выделить один-два гранта на конкретных молодых людей, желающих получить профессию учителя, а после окончания университета работать в селе.

– В этом году всего шесть человек будут защищать дипломы учителей русского языка, – говорит Люция Ильдаровна. – И никто из них идти в школу не собирается. Студенты уже работают там, где их филологическая компетентность востребована. Еще хуже будут обстоять дела в следующем году – всего два выпускника-филолога выйдут из стен вуза. Следующие два года у нас нет ни одного студента, то есть мы не набираем абитуриентов два года подряд.

Однако профессия филолога дает общий интеллектуальный багаж, и сегодня продвинутые специализированные школы, школы для одаренных детей это прекрасно понимают. Чтобы найти способных молодых людей, в ВКГУ проходят фестивали и конкурсы. Восьмой год проходит фестиваль юных журналистов. Хотя отличившиеся ребята на филфак не поступают, но зато они очень успешны в своей выбранной профессии.

Сельская школа

В Таврической средней школе Уланского района 302 ученика, и, как сообщил директор школы Мухамедсапа Мухитов, до полной комплектации учителей им не хватает двух специалистов. В конце января он побывал на ярмарке вакансий в Государственном университете имени Шакарима г. Семея.

– Несколько лет подряд мы не можем найти учителей русского языка и математики для классов, где ведется преподавание на русском языке – говорит Мухамедсапа Фазылжанович. – Сейчас эти предметы преподают пенсионеры. Если завтра они захотят уволиться, то мы окажемся в безвыходном положении. Хорошо, что ветераны педагогики понимают нашу ситуацию, поэтому уроки русского языка и математики идут по графику.

Нужных специалистов директору Таврической школы привезти из Семея так и не удалось. Выпускников с дипломами преподавателей русского языка, математики, физики, истории в этом году не так уж много в вузе. К тому же, на ярмарку в Семей приезжали директора школ не только Восточного региона, но и Павлодарской области.

– Среди выпускников университета есть те, кто учится по гранту, – говорит Мухамедсапа Фазылжанович. – Они уже закреплены за определенными сельскими школами. Молодых специалистов разобрали быстро. Можно вырастить и своих педагогов, но наши ученики после окончания школы хотят поступать в технические вузы и колледжи. Даже те, кто набрал хорошие баллы, идут учиться на рабочие специальности. А после остаются жить и работать в городе.

Учат в школе

Проблема нехватки учителей остается острой. В этом году педагоги еще справляются, но что будет в следующем? Чтобы исправить ситуацию с дефицитом учительских кадров, надо поднять престиж профессии, считают сами педагоги.

По информации управления образования ВКО, более 22 тысяч первоклассников первого сентября впервые открыли двери средних школ области. Количество учащихся в дневных общеобразовательных школах области по сравнению с предыдущим учебным годом выросло на 2,6 процента и достигло 174265 детей.
Средняя комплектация школ составила 17 учеников, в сельской местности – тринадцать. Школы наиболее плотной наполняемости расположены в областном центре, Семее, Риддере, где в одном классе учатся 22 человека, в сельских населенных пунктах – от 15 до 18 детей. Более 23 тысяч педагогов трудятся в общеобразовательных школах области. При этом в городах – 9280, в сельской местности – 14358 человек. По области на одного преподавателя приходится 14 учеников. Средняя заработная плата учителей в области составляет 74700 тенге.

Антонина Гаврилова

Еще новости

Back to top button