Культура

В зоне живого «ля-ля-фа»

В зоне живого «ля-ля-фа»

За последнее время во всем мире широкое распространение получил такой феномен, как кавер-группа. Казахстанцы не стали исключением в этом тренде – сегодня многие празднества не обходятся без живой музыки. Об особенностях и подводных камнях работы профессиональных музыкантов рассказали участники усть-каменогорской кавер-группы «Good Zone Live».

Для начала стоит определиться: чем отличается обычная группа от кавер-группы? В то время, как другие музыкальные коллективы исполняют материал собственного сочинения, кавер-команды играют композиции других авторов в своей обработке.

– Термин «кавер» – англицизм от слова «cover», что в переводе означает «покрытие» или «покрывать», – говорит вокалист, клавишник и музыкальный руководитель группы «Good Zone Live», председатель союза композиторов Восточного Казахстана Светлана Апасова. – Под этим словом принято понимать авторское музыкальное произведение, сыгранное другим исполнителем или группой.

Соответственно музыкальный коллектив, специализирующийся на каверах, называется кавер-группой. Мало кто знает, но некоторые известнейшие признанные мировые хиты являлись кавер-версиями уже существующих композиций: например, популярная песня Уитни Хьюстон «I will always love you» является кавером оригинального трека 1974 года американской кантри-певицы Долли Партон.

Сегодня исполнители кавер-версий популярных хитов становятся все более востребованными – людям приятно слышать живую музыку, танцевать под нее.
Исполнение живых каверов становится очень популярным, а энергетика, которую музыканты передают залу при «честном» исполнении, невозможно воссоздать с помощью плей-беков (подложек, так называемых «минусовок») и, тем более, фонограмм.

– Наша главная «изюминка» – настоящий живой звук, мы не включаем никаких подложек, нет заранее прописанных инструментов, используемых в выступлении. Все, что мы делаем на сцене, спето и сыграно в реальном времени, – говорит Светлана Апасова. – Так сложилось, что некоторое время мы работали в ресторане под «минусовки», но впоследствии отказались от этого формата – только 100-процентное живое исполнение может в достаточной мере передать весь композиционный замысел музыкантов и ту энергетику, что автор закладывал в песню.

– Многие люди полагают, что использование фонограмм приемлемо в случае, когда технические условия не позволяют организовать живой звук либо когда уровень профессионализма музыкантов низок и есть риск «залажать». Считаете ли вы это достаточным аргументом?

– Несомненно, работать с живым звуком значительно сложнее – для этого требуется не только достаточное исполнительское мастерство, но и качественные инструменты, аппаратура, техника. Приходится потратить много сил и времени на то, чтобы заставить коллектив звучать органично. Особенно в помещениях, не предназначенных для выступлений, а таковые попадаются нередко. Тем не менее для нас использование фонограммы неприемлемо ни при каких условиях. Поэтому приходится заботиться о том, чтобы под рукой всегда была своя аппаратура, инструменты – важно не только донести до публики качественное звучание группы, но и самим получать удовольствие от выступления, а с плохим звуком это невозможно. Большое значение уделяется «саунд-чеку» – заблаговременной тонкой настройке перед концертом. И еще ни разу к нам не было нареканий по поводу звука.

– Как относитесь к коллегам-музыкантам? Есть ли в нашем городе серьезная конкуренция среди музыкантов-«каверщиков»?

– В Усть-Каменогорске не так много кавер-групп, выступающих можно пересчитать по пальцам одной руки. Никакой «черной» конкуренции нет, относимся к тому, что делают наши коллеги, с пониманием и уважением, особенно, если это профессионалы и мастера своего дела. Не очень любим дилетантов, прельщенных сиюминутной выгодой. Никого из наших коллег не считаем конкурентами, на каждую группу найдется свой слушатель.

Что в вашем репертуаре?

– Мы можем сыграть на заказ любую песню. Но… у нас есть свой список, который мы используем на выступлениях. Каждый раз тщательно формируем программу, опираясь на предпочтения публики, веяния моды и на собственный опыт, конечно. Мы уже знаем, что взорвет зал, а что пойдет не очень. Хотя всегда бывают сюрпризы, когда, например, люди пожилого возраста танцуют под Coldplay, Джона Ньюмена или Sia или, наоборот, молодые пляшут под «Синий иней» и «Мечта сбывается». В сет-лист (список песен) входят как хиты отечественной и мировой музыки, так и популярные современные песни на русском, английском и казахском языках. При этом к каждой композиции делаем свою аранжировку, считаем, что играть «в ноль» – то есть просто нота в ноту – неинтересно. Каждая кавер-группа должна много времени уделять творческой обработке известной композиции. Помимо сет-листа всегда приходится держать десятки песен «про запас» – на случай, если понадобится резко менять программу в угоду зрителю и настроению зала: там есть и хиты рока, и шлягеры 80-х, и драйвовые вещи из 90-х. В общем те песни, которые так дороги нашему слушателю.

– По какому принципу отбираете в свой репертуар новые треки?

– Чтобы держать в голове такое количество песен, приходится много времени уделять репетициям, регулярно отыгрывать свои партии. Помимо прочего, чтобы находиться на плаву, нужно регулярно обновлять репертуар. Мониторим чарты, смотрим за тенденциями в популярной музыке, стараемся играть то, что прежде всего нравится не нам, а слушателям и в той аранжировке, в которой эта музыка будет для них наиболее приятна и понятна.

– Вы продолжаете обучаться исполнительскому мастерству?

– Все постоянно чему-то учатся и совершенствуются. Каждое новое выступление дает нам урок и бывает, что возникают такие ситуации, с которыми не приходилось сталкиваться ранее. Такие нюансы и пополняют багаж знаний в деле организации музыкального сопровождения праздников. Кроме того, подготовка свежего репертуара постоянно держит в тонусе и позволяет разучивать что-то новое, тем самым совершенствуясь во владении инструментом.

– Откуда вы берете столько энергии для выступлений?

– Из самой работы, из музыки, которую исполняем, от людей, которые искренне нас благодарят за доставленное удовольствие. После этого хочется горы свернуть. Главное – любить дело, которым ты занимаешься, и тогда энергия никогда не иссякнет.

– Самый большой стресс для исполнителя?

– Со временем учишься справляться с любой стрессовой ситуацией – в этом помогает накопленный опыт концертной деятельности. Лично для меня самый большой стресс – это забыть текст. Но друзья, как правило, выручают, подсказывают – кстати, один из плюсов исполнения в группе! Бывает и так называемая «тяжелая публика» или «тяжелый зал»: ситуации, в которых при любом исполнении зрители не реагируют на группу, не поддерживают и не танцуют. Но даже в этом случае мы стараемся выложиться на все сто. Как говорится, «играем всегда одинаково, просто публика разная». А вообще я спокойный человек и мало что меня может вывести из себя.

– Если в зале будет сидеть один человек – сыграете для него?

– Безусловно.

– Самые большие плюсы вашей профессии?

– Сам себе хозяин! Занимаешься любимым делом, порой работаешь больше чем, если бы работал в офисе, но получаешь только удовольствие! Само по себе творчество. Ну и концерты. Выступления, конечно. Делаем счастливыми наших слушателей. Постоянное совершенствование, новые знакомства, окружающие меня люди в музыкальном мире в основном очень интересные собеседники, но главное, это то, что своей работой я приношу людям праздник и положительные эмоции, а это бесценно.

– У каждого артиста есть боязнь сцены. Как вы справляетесь с ней?

– Боязни нет – с опытом приходит понимание сцены, ее принятие на подсознательном уровне. Но, конечно, есть некоторое волнение. Я с детства активно выступаю, но волнение присутствует до сих пор. И порой оно только играет на руку – помогает собраться и мобилизовать себя внутренне. Просто ныряешь в это и плывешь.

– Большие изменения произошли в составе за время существования группы?

– Конечно, по различным причинам состав регулярно менялся: кто-то приходит, кто-то уходит. В нынешней «комплектации» мы стабильно выступаем уже в течение полугода. В нашем коллективе работают профессионалы с музыкальным образованием: клавишник Олег Иванов, профессиональный аранжировщик и композитор, написавший оригинальные песни для исполнителей СНГ – группы «Мираж», Е. Жигалтаева, В. Бобкова; профессиональный бас-гитарист Владимир Шипилов; вокалист Акжол Саканов – также участник казахской театральной труппы; клавишница и солистка Светлана Апасова, то есть я. Самый молодой в нашем коллективе – гитарист Ян Назыров.

– Что бы вы хотели пожелать начинающим музыкантам?

– Не стремиться к мгновенному финансовому обогащению в ущерб качеству. Учиться, набираться опыта, расти профессионально. Как следствие, будет больше интересных заказов, а с ними придут моральное и материальное удовлетворение.

Эдуард Кунгурцев
Фото из архива группы

Еще новости

Back to top button