В технике тамбурной вышивки
В Семее мастерицы возрождают казахскую традиционную вышивку крючком биз-кесте.
Всего лишь несколько десятилетий назад Семипалатинский регион славился ремесленниками. Здесь насчитывалось 234 мастера, в то время как в других областях республики их было не больше 80. Некоторые из семипалатинских мастеров блистали неповторимым искусством традиционной казахской вышивки крючком биз-кесте. Сегодня эти традиции практически полностью утрачены. Однако несколько месяцев назад в Семее началась работа по возрождению техники вышивки биз-кесте.
В сентябре прошлого года по приглашению казахского национально-культурного центра «Айша-биби» и Союза ремесленников РК в Семее побывал признанный мастер этого вида искусства Зейнелхан Мухамеджан. Он провел тренинг с теми, кто захотел научиться такой вышивке, а спустя несколько месяцев в Семее появились первые мастерицы. К настоящему времени в городе и ближних селах в этой технике делают успехи уже 15 мастериц. Причем, практически каждая из них создала собственные кружки по рукоделию.
Недавно автор этих строк имел возможность встретиться с вышивальщицами в мастер-классе, который состоялся в местном Доме дружбы. Девушки привезли свои первые работы. В работе мастер-класса приняли участие студентки кафедры ИЗО и дизайна семейского университета Сайра Оразкан и Арайлым Омирзакова, которых привела познакомиться с народным прикладным искусством член Союза дизайнеров РК Рая Масаева. Она приводит в центр «Айша-биби» уже не первое поколение своих студентов. Учительница школы № 19 Бакытжан Шапенова на встречу с мастерицами привела трех своих лучших учениц Айгерим Успанову, Жадыру Сулейменову и Айгерим Шалгынбекову. А вообще созданный в школе кружок национальных видов декоративно-прикладного искусства посещают около 30 старшеклассниц. На встречу с прекрасным прибыли рукодельницы из поселка Шульбинск. Оказалось, что в поселковом клубе и школе также работает аналогичный кружок. Одна из рукодельниц – Алтынгуль Айтель уже несколько месяцев прилежно перенимает навыки в вышивке биз-кесте. Ей и ее подругам помогают шульбинские мастерицы Литифа Сагадиева и Айгуль Мамытова.
Мастерица Асхан Сейлбег родом из Монголии. Традиционным ремеслам казахов ее научила мама. В 2005 году ее семья переехала жить в село Мукур, в 20 км от Семея. Семья оралманов сегодня передает детям и молодежи секреты традиционного казахского искусства. Асхан Сейлбег учит вышивке, войлоковалянию и лоскутному шитью не только своих пятерых детей, но и преподает в кружке рукоделия в Мукурской средней школе. И среди учениц не только школьницы, но и взрослые молодые девушки и женщины.
Конечно, сегодня, когда развитие цивилизации стоит на высоком технологическом уровне, у людей отпала острая необходимость в обеспечении себя изделиями ручного труда. Но это совсем не означает, что пришла пора позабыть свои корни и народные традиции.
Трудно сказать, когда у казахского народа зародилась вышивка биз-кесте. Видимо, техника тамбурной вышивки с проколом ткани крючком оттачивалась мастерицами веками. Еще в начале прошлого века вышивальщицы использовали в работе большие деревянные самодельные пяльцы, чаще всего прямоугольной формы, а также крючок из кости. Форма пялец практически не изменилась с тех пор, а вот крючок современные мастерицы используют уже металлический.
Причем каждая мастерица приспособила под крючок самые различные инструменты. Если у мукурской вышивальщицы Асхан Сейлбег крючок с широкой плоской ручкой, похожей на лопаточку, то учительница средней школы Бакытжан Шапенова предпочитает крючки, которые ей делает муж из обычных медицинских пинцетов. Кстати, такими же инструментами он снабдил всех воспитанниц своей супруги. И они сноровисто используют эти крючки в своей работе.
А вот для того, чтобы вышивка приобрела неповторимый оттенок бархатности, используется и вовсе экзотический инструмент – игла из-под капельницы. В ней просверливается дополнительное отверстие. Нитка вдевается через тупую сторону иголки, потом продевается через отверстие в острие иголки, а уж потом этой сложно сложенной нитью вышивается-вывязывается задуманное изделие.
По мнению эксперта в этой области члена Союза дизайнеров РК Раи Масаевой: «Тамбурная техника вышивки применяется у многих народов мира. Однако способ ее исполнения каждый народ избирает сам. И, конечно, самым главным является цветовое решение, принятое у народа».
По ее словам, сегодня многие мастера, особенно из среды оралманов, не знают истинные цвета, которыми издревле пользовался казахский народ. Поэтому в их орнаментах проскальзывают яркие и даже кричащие цвета: розовый, сочный зеленый, темно-голубой. Казахи же отражали в своих вышивках те цвета, что окружали их в повседневной жизни: желто-зеленая степь, коричневая земля, охра, глина, красные цветы. Именно это придает узнаваемость, определенную изюминку декоративно-прикладному искусству казахского народа и отличает его от народных мотивов и орнаменталистики всех тюркских народов.
Семей