Культура

В стройном звучании казахского оркестра…

В стройном звучании  казахского оркестра…

В чем самобытность и привлекательность казахских народных инструментов, которые с каждым годом завоевывают все большую популярность в мире? Какие легенды связаны с их появлением? Об этом рассказал дирижер оркестра казахских народных инструментов им. Байжигита Шалкар Рысханов.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Выдающийся деятель музыкальной культуры Казахстана, академик Академии наук КазССР, доктор искусствоведения, профессор, народный артист РК Ахмет Жубанов был организатором, первым дирижером и художественным руководителем ныне заслуженного коллектива республики – Казахского государственного оркестра народных инструментов
им. Курмангазы.

Под его руководством и при участии народных кюйши были реконструированы домбра и кобыз, в результате чего созданы их оркестровые виды, темперирован звукоряд, стабилизирован строй и улучшен звук. Все это стало предпосылкой для создания оркестра народных инструментов, позволило исполнять не только казахские мелодии, но и музыку разных народов и произведения мировой музыкальной классики.

– Идеей создания ансамбля, а затем и оркестра казахских народных инструментов стало серьезное изучение Ахметом Жубановым творческого опыта «Великорусского оркестра» Василия Андреева, который был создан на основе состава симфонического оркестра, – говорит Шалкар Рысханов. – Несмотря на то, что эти инструменты, будь то домбра или кобыз, были еще во многом несовершенными для игры в оркестре, такими же «неконцертными» были и русская балалайка, и русская домра до того, как они попали в руки Василия Андреева.

Путем умелой и обдуманной реконструкции удалось создать целое семейство оркестровых балалаек, к которым так удачно были присоединены и другие народные инструменты. Что наглядным способом убедило А. Жубанова в том, что творческий опыт может быть использован для исполнения казахских песен и кюев, а с помощью реконструкции казахских народных инструментов можно составить оркестровый коллектив.

ЭНТУЗИАЗМ МОЛОДОСТИ

Новые усовершенствованные инструменты зазвучали в полный голос, сохраняя в то же время присущие народным домбрам мягкий нежный тембр и красочную, переливчатую звуковую шкалу. А. Жубанов говорил: «Мы приступили к организации целого оркестра домбр. Смутить нас было почти невозможно, так как с самого начала нашей затеи у нас была наивная уверенность в успехе, которая, впрочем, основывалась скорее на энтузиазме молодости, чем на научном расчете».

В стройном звучании  казахского оркестра…

Первопроходцы отобрали из студентов драматического отделения техникума девять человек, умевших играть на домбре, разучили с ними несколько простых кюев и песен, а затем свели их в один ансамбль, который стал ядром казахского национального оркестра, получившего признание на Всеказахстанском слете деятелей народного искусства в 1934 году.

В стройном звучании  казахского оркестра…

По словам Шалкара Рысханова, надо было создать гибкий, живой концертный ансамбль, осторожно и умело направлять музыкантов, ранее исполнявших произведения перед зрителями только сольно, на новый путь коллективного творчества и оркестрового исполнения с «воздушной оркестровкой».

В РЕПЕРТУАРЕ

Важное значение имела также работа по созданию репертуара оркестра, основой которого были народные песни и кюи различных областей Казахстана.

Инициативу Ахмет Куанович проявил и в пропаганде русской музыкальной классики. С тех пор «Вальс-фантазия» и «Камаринская» Глинки, «Концертный вальс» Глазунова, «Серенада для струнного оркестра» Чайковского, наряду с произведениями композиторов Казахстана, являются украшением концертного репертуара оркестра, ставшего не только законным наследником Курмангазы, но и пропагандистом лучших произведений классической музыки.

В 1944 году на десятилетие Оркестра казахских народных инструментов ему было присвоено имя Курмангазы. Многие артисты получили награды, а Ахмет Жубанов стал народным артистом Казахской ССР.

В настоящее время Государственный оркестр имени Курмангазы – это большой профессиональный коллектив, в составе которого 70 человек, инструменты – домбра, кобыз, сазген, сырнай сыбызгы, жетыген и другие.

В репертуаре оркестра около 3000 произведений отечественных и зарубежных композиторов-классиков – Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Дины, Л. Хамиди, Г. Жубановой, Е. Брусиловского, Ф. Шуберта, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Брамса, А. Моцарта, К. Сен-Санса и многих других.

ПОДРУГА СТЕПНЯКА ДОМБРА

В казахском оркестре первая группа инструментов – это струнные щипковые, вторая группа – струнные смычковые, третья – духовые, четвертая – ударные. Ниже мы расскажем о каждой группе инструментов.

– Струнная щипковая группа – это домбры разной высоты: примы, альты, тенора, – отмечает Шалкар Рысханов. – Домбра – самый любимый и самый распространенный музыкальный инструмент у казахов. Она способна раскрыть самые тонкие чувства, передать глубокие переживания, утешить в тяжелые минуты горя. От поколения к поколению передавались домбровые кюи, в которых раскрывалась жизнь народа.

Существуют два основных приема игры на домбре – путем удара по струнам всеми пальцами рук и прищипыванием струн. Во время раскопок древнего Хорезма найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников Казахстана.

– К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных – «Акку» («Лебедь»), «Каз» («Гусь»), «Нар» («Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте – «Аксак кыз» («Хромая девушка»), «Аксак кулан» («Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей – «Жорга аю» («Медведь-иноходец»), «Зарлау» («Плач»), «Жетым кыз» («Девочка-сирота») и другие, – добавил мой собеседник. – Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю.

Инструмент, напоминающий по форме домбру, встречается и на памятниках сакского, гуннского происхождения, а также у многих древних племен, населявших евразийское пространство в разные периоды.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нем перед боем, чтобы поднять воинский дух.

С историей происхождения и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд. В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всем на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, мост строить. Младший все играет.

Так день прошел, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

ЗВЕНИ, ШЕРТЕР!

Шертер изготавливали из цельного куска древесины, придавая инструменту изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, затем натягивали две струны из конского волоса или из жил. Изготовление шертера из цельного куска древесины не случайно, а связано с поверьем, что только в инструменте, сделанном из цельного куска древесины, сохранится душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Согласно преданиям на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом. В далеком прошлом игра на шертере сопровождала исполнение эпических сказаний и песен.

– Традиция игры на шертере, наиболее развитая до революции в Семипалатинской области, в советский период не получила признания официальной идеологией, вследствие чего была забыта, – подчеркнул дирижер. – В настоящее время изменились строение и внешний вид инструмента – струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады. Инструмент широко применяется в ансамблевой практике. Он введен в состав многих музыкальных фольклорно-этнографических коллективов.

КОБЫЗ КОРКУТА

Вторая группа инструментов – это струнные смычковые кобызы. Различаются два вида: кыл-кобыз, кобыз-прима. Кобыз относится к группе струнных смычковых инструментов, причем, согласно исследованиям европейских ученых, является их прародителем. Изначально использовался во время камлания казахских шаманов баксы, которые общались с его помощью с духами предков – аруахами.

Согласно преданиям, кобыз создал легендарный Коркут ата, великий шаман и сказатель степей, живший в восьмом – девятом веках. Коркут – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает, что Коркут, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решился искать бессмертие на земле. В странствиях по всему свету он так и не нашел ответа на извечные вопросы жизни и смерти. Везде и всюду в своих скитаниях он видел смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево, в степи-ковыль, выгоревший под солнцем, даже мощные горы поведали ему об ожидаемом разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркута. Возвратившись на родные берега реки Сыр-Дарьи, Коркут сделал инструмент, выдолбив его из прочного хвойного дерева арчи. Нижнюю часть корпуса он затянул кожей принесенной в жертву верблюдицы. Верхняя же, чашеобразная, часть осталась открытой. Натянул струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркута и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

– Две струны на старинном кобызе делались из конских волос или верблюжьих жил, – поясняет Шалкар Рысханов. – Отсюда и название инструментов: кыл-кобыз (кыл – конский волос), нар-кобыз (нар – одногорбый верблюд). Позднее были инструменты и с металлическими струнами – жез-кобыз.

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Третья группа – духовые инструменты сазсырнай (из глины), сыбызгы (камыш, дерево). В большинстве случаев они заменяются флейтами. Сыбызгы – казахский народный деревянный духовой инструмент. Его делают из мягких пород дерева или из тростника. Среди духовых инструментов сыбызгы был наиболее любимым инструментом – он тесно вошел в музыкальную жизнь народа. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и праздниках. Сделать сыбызгы можно было легко и быстро, но научиться играть на нем считалось серьезным делом. Кроме тростниковых сыбызгы существовали и деревянные. Он имеет от 3 до 5 игровых отверстий. Может издавать около 20 звуков. Звучание напоминает флейту. Звук очень мягкий и нежный. Родиной сыбызгы считается Алтай. Сыбызгы был одним из самых распространенным инструментов на территории Казахстана до XVIII века, с которым связано множество легенд и преданий. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным.

Сазсырнай по форме напоминает яйцо размером с кулак или форму птицы со сложенными крыльями. Неслучайны другие названия: тастауык, что в переводе занчит «каменная курица» и ускурик – «трескучий мороз» (звук напоминает завывание ветра). Изготавливается из глины, смешанной с шерстью для прочности. Поначалу он был детской забавой. Фрагменты этого инструмента были найдены при раскопках сожженного Чингисханом города Отрара, по ним он был реконструирован исследователями.

Четвертую группу представляют ударные инструменты: дангыра – напоминает бубен, даулпаз – аналог литавр. Они задают темп, особое настроение.

НА ВОСТОКЕ

В Восточном Казахстане оркестр казахских народных инструментов появился в 2001 году на базе Восточно-Казахстанского училища искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных. Руководил этим музыкальным коллективом Турсынгазы Баяхов.

С 2014 года оркестр казахских народных инструментов возглавил талантливый дирижер, лауреат премии акима ВКО в номинации «Вклад в развитие народного творчества» Шалкар Рысханов. В этом же году оркестру было присвено высокое имя Байжигита. Это один из основоположников традиционной школы кюйши Тарбагатайского Алтая, композитор, автор.

– В оркестре – 34 артиста, – говорит Шалкар Рысханов. – Это увлеченные музыканты, профессионалы, каждый из которых по-своему уникален. К примеру, концертмейстер кобызистов Жансая Заркынбекова – лауреат республиканских и международных творческих конкурсов. Асхат Тохтаров виртуозно играет на ударных музыкальных инструментах, он выпускник Казахского национального университета искусств, окончил магистратуру. С самого основания коллектива в оркестре играют домбристы Естай Матабаев и Гульбаршин Сейманова. Вместе с тем есть и классические инструменты, на которых играют победители всевозможных фестивалей и конкурсов – Константин Литвинов (гобой), Андрей Степанищев (баян), Ержан Каблахатов (контрабас) и другие.

Казахский оркестр имени Байжигита отмечен на республиканском фестивале оркестров в 2016 году в столице Казахстана. Коллектив принимает участие во всех значимых международных мероприятиях в регионе. И впереди у него, несомненно, большое будущее!

Ева Ким
Фото Гылымбека Сабитова

Еще новости

Back to top button