В стройном звучании казахского оркестра…
В чем самобытность и привлекательность казахских народных инструментов, которые с каждым годом завоевывают все большую популярность в мире? Какие легенды связаны с их появлением? Об этом рассказал дирижер оркестра казахских народных инструментов им. Байжигита Шалкар Рысханов.
Выдающийся деятель музыкальной культуры Казахстана, академик Академии наук КазССР, доктор искусствоведения, профессор, народный артист РК Ахмет Жубанов был организатором, первым дирижером и художественным руководителем ныне заслуженного коллектива республики – Казахского государственного оркестра народных инструментов
им. Курмангазы.
Под его руководством и при участии народных кюйши были реконструированы домбра и кобыз, в результате чего созданы их оркестровые виды, темперирован звукоряд, стабилизирован строй и улучшен звук. Все это стало предпосылкой для создания оркестра народных инструментов, позволило исполнять не только казахские мелодии, но и музыку разных народов и произведения мировой музыкальной классики.
– Идеей создания ансамбля, а затем и оркестра казахских народных инструментов стало серьезное изучение Ахметом Жубановым творческого опыта «Великорусского оркестра» Василия Андреева, который был создан на основе состава симфонического оркестра, – говорит Шалкар Рысханов. – Несмотря на то, что эти инструменты, будь то домбра или кобыз, были еще во многом несовершенными для игры в оркестре, такими же «неконцертными» были и русская балалайка, и русская домра до того, как они попали в руки Василия Андреева.
Путем умелой и обдуманной реконструкции удалось создать целое семейство оркестровых балалаек, к которым так удачно были присоединены и другие народные инструменты. Что наглядным способом убедило А. Жубанова в том, что творческий опыт может быть использован для исполнения казахских песен и кюев, а с помощью реконструкции казахских народных инструментов можно составить оркестровый коллектив.
Новые усовершенствованные инструменты зазвучали в полный голос, сохраняя в то же время присущие народным домбрам мягкий нежный тембр и красочную, переливчатую звуковую шкалу. А. Жубанов говорил: «Мы приступили к организации целого оркестра домбр. Смутить нас было почти невозможно, так как с самого начала нашей затеи у нас была наивная уверенность в успехе, которая, впрочем, основывалась скорее на энтузиазме молодости, чем на научном расчете».
Первопроходцы отобрали из студентов драматического отделения техникума девять человек, умевших играть на домбре, разучили с ними несколько простых кюев и песен, а затем свели их в один ансамбль, который стал ядром казахского национального оркестра, получившего признание на Всеказахстанском слете деятелей народного искусства в 1934 году.
По словам Шалкара Рысханова, надо было создать гибкий, живой концертный ансамбль, осторожно и умело направлять музыкантов, ранее исполнявших произведения перед зрителями только сольно, на новый путь коллективного творчества и оркестрового исполнения с «воздушной оркестровкой».
Важное значение имела также работа по созданию репертуара оркестра, основой которого были народные песни и кюи различных областей Казахстана.
Инициативу Ахмет Куанович проявил и в пропаганде русской музыкальной классики. С тех пор «Вальс-фантазия» и «Камаринская» Глинки, «Концертный вальс» Глазунова, «Серенада для струнного оркестра» Чайковского, наряду с произведениями композиторов Казахстана, являются украшением концертного репертуара оркестра, ставшего не только законным наследником Курмангазы, но и пропагандистом лучших произведений классической музыки.
В 1944 году на десятилетие Оркестра казахских народных инструментов ему было присвоено имя Курмангазы. Многие артисты получили награды, а Ахмет Жубанов стал народным артистом Казахской ССР.
В настоящее время Государственный оркестр имени Курмангазы – это большой профессиональный коллектив, в составе которого 70 человек, инструменты – домбра, кобыз, сазген, сырнай сыбызгы, жетыген и другие.
В репертуаре оркестра около 3000 произведений отечественных и зарубежных композиторов-классиков – Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Дины, Л. Хамиди, Г. Жубановой, Е. Брусиловского, Ф. Шуберта, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Брамса, А. Моцарта, К. Сен-Санса и многих других.
В казахском оркестре первая группа инструментов – это струнные щипковые, вторая группа – струнные смычковые, третья – духовые, четвертая – ударные. Ниже мы расскажем о каждой группе инструментов.
– Струнная щипковая группа – это домбры разной высоты: примы, альты, тенора, – отмечает Шалкар Рысханов. – Домбра – самый любимый и самый распространенный музыкальный инструмент у казахов. Она способна раскрыть самые тонкие чувства, передать глубокие переживания, утешить в тяжелые минуты горя. От поколения к поколению передавались домбровые кюи, в которых раскрывалась жизнь народа.
Существуют два основных приема игры на домбре – путем удара по струнам всеми пальцами рук и прищипыванием струн. Во время раскопок древнего Хорезма найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников Казахстана.
– К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных – «Акку» («Лебедь»), «Каз» («Гусь»), «Нар» («Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте – «Аксак кыз» («Хромая девушка»), «Аксак кулан» («Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей – «Жорга аю» («Медведь-иноходец»), «Зарлау» («Плач»), «Жетым кыз» («Девочка-сирота») и другие, – добавил мой собеседник. – Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю.
Инструмент, напоминающий по форме домбру, встречается и на памятниках сакского, гуннского происхождения, а также у многих древних племен, населявших евразийское пространство в разные периоды.
Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нем перед боем, чтобы поднять воинский дух.
С историей происхождения и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд. В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всем на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, мост строить. Младший все играет.
Так день прошел, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Шертер изготавливали из цельного куска древесины, придавая инструменту изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, затем натягивали две струны из конского волоса или из жил. Изготовление шертера из цельного куска древесины не случайно, а связано с поверьем, что только в инструменте, сделанном из цельного куска древесины, сохранится душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Согласно преданиям на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом. В далеком прошлом игра на шертере сопровождала исполнение эпических сказаний и песен.
– Традиция игры на шертере, наиболее развитая до революции в Семипалатинской области, в советский период не получила признания официальной идеологией, вследствие чего была забыта, – подчеркнул дирижер. – В настоящее время изменились строение и внешний вид инструмента – струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады. Инструмент широко применяется в ансамблевой практике. Он введен в состав многих музыкальных фольклорно-этнографических коллективов.
Вторая группа инструментов – это струнные смычковые кобызы. Различаются два вида: кыл-кобыз, кобыз-прима. Кобыз относится к группе струнных смычковых инструментов, причем, согласно исследованиям европейских ученых, является их прародителем. Изначально использовался во время камлания казахских шаманов баксы, которые общались с его помощью с духами предков – аруахами.
Согласно преданиям, кобыз создал легендарный Коркут ата, великий шаман и сказатель степей, живший в восьмом – девятом веках. Коркут – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает, что Коркут, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решился искать бессмертие на земле. В странствиях по всему свету он так и не нашел ответа на извечные вопросы жизни и смерти. Везде и всюду в своих скитаниях он видел смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево, в степи-ковыль, выгоревший под солнцем, даже мощные горы поведали ему об ожидаемом разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркута. Возвратившись на родные берега реки Сыр-Дарьи, Коркут сделал инструмент, выдолбив его из прочного хвойного дерева арчи. Нижнюю часть корпуса он затянул кожей принесенной в жертву верблюдицы. Верхняя же, чашеобразная, часть осталась открытой. Натянул струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркута и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.
– Две струны на старинном кобызе делались из конских волос или верблюжьих жил, – поясняет Шалкар Рысханов. – Отсюда и название инструментов: кыл-кобыз (кыл – конский волос), нар-кобыз (нар – одногорбый верблюд). Позднее были инструменты и с металлическими струнами – жез-кобыз.
Третья группа – духовые инструменты сазсырнай (из глины), сыбызгы (камыш, дерево). В большинстве случаев они заменяются флейтами. Сыбызгы – казахский народный деревянный духовой инструмент. Его делают из мягких пород дерева или из тростника. Среди духовых инструментов сыбызгы был наиболее любимым инструментом – он тесно вошел в музыкальную жизнь народа. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и праздниках. Сделать сыбызгы можно было легко и быстро, но научиться играть на нем считалось серьезным делом. Кроме тростниковых сыбызгы существовали и деревянные. Он имеет от 3 до 5 игровых отверстий. Может издавать около 20 звуков. Звучание напоминает флейту. Звук очень мягкий и нежный. Родиной сыбызгы считается Алтай. Сыбызгы был одним из самых распространенным инструментов на территории Казахстана до XVIII века, с которым связано множество легенд и преданий. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным.
Сазсырнай по форме напоминает яйцо размером с кулак или форму птицы со сложенными крыльями. Неслучайны другие названия: тастауык, что в переводе занчит «каменная курица» и ускурик – «трескучий мороз» (звук напоминает завывание ветра). Изготавливается из глины, смешанной с шерстью для прочности. Поначалу он был детской забавой. Фрагменты этого инструмента были найдены при раскопках сожженного Чингисханом города Отрара, по ним он был реконструирован исследователями.
Четвертую группу представляют ударные инструменты: дангыра – напоминает бубен, даулпаз – аналог литавр. Они задают темп, особое настроение.
В Восточном Казахстане оркестр казахских народных инструментов появился в 2001 году на базе Восточно-Казахстанского училища искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных. Руководил этим музыкальным коллективом Турсынгазы Баяхов.
С 2014 года оркестр казахских народных инструментов возглавил талантливый дирижер, лауреат премии акима ВКО в номинации «Вклад в развитие народного творчества» Шалкар Рысханов. В этом же году оркестру было присвено высокое имя Байжигита. Это один из основоположников традиционной школы кюйши Тарбагатайского Алтая, композитор, автор.
– В оркестре – 34 артиста, – говорит Шалкар Рысханов. – Это увлеченные музыканты, профессионалы, каждый из которых по-своему уникален. К примеру, концертмейстер кобызистов Жансая Заркынбекова – лауреат республиканских и международных творческих конкурсов. Асхат Тохтаров виртуозно играет на ударных музыкальных инструментах, он выпускник Казахского национального университета искусств, окончил магистратуру. С самого основания коллектива в оркестре играют домбристы Естай Матабаев и Гульбаршин Сейманова. Вместе с тем есть и классические инструменты, на которых играют победители всевозможных фестивалей и конкурсов – Константин Литвинов (гобой), Андрей Степанищев (баян), Ержан Каблахатов (контрабас) и другие.
Казахский оркестр имени Байжигита отмечен на республиканском фестивале оркестров в 2016 году в столице Казахстана. Коллектив принимает участие во всех значимых международных мероприятиях в регионе. И впереди у него, несомненно, большое будущее!
Фото Гылымбека Сабитова