Общество

В среде детворы все ребята равны

В Усть-Каменогорске состоялась конференция на тему «Развитие инклюзивного образования в Казахстане».

В среде детворы все ребята равныНебольшое пояснение: инклюзивное образование подразумевает доступность обучения для всех категорий детей, в том числе и с ограниченными возможностями. Именно социальная адаптация – одно из приоритетных направлений инклюзивного образования в Казахстане. А для этого дети с ограниченными возможностями должны заниматься вместе со своими здоровыми сверстниками, чувствовать себя «своими» в общей среде.

В ВКО было несколько случаев, когда детям с отклонениями в здоровье директора школ отказывали в приёме на учёбу. Разумеется, дело доходило до суда, и школы оказывались в проигрыше, ведь сам факт отказа есть ни что иное, как нарушение конвенции ООН о правах человека. Но на самом деле, вне зависимости от исхода, здесь проигрывали все: школы, родители, а главное – дети. Представьте, что в обычной школе, безо всяких «удобств» для детей с ограниченными возможностями, в самом обычном классе учится подобный ребёнок. Преподавателю, не имеющему опыта общения с такими детьми, придётся очень сложно, тем более, зачастую таким детям нужна совсем другая программа занятий. И получается, что «особый» ученик толком не выучится, но ему будут упорно ставить «средненькие» оценки, дабы не портить репутацию школы и не нарушать права человека.

Именно поэтому в рамках программы развития образования на 2011-2020 годы предусмотрено постепенное развитие инклюзивного образования, чтобы дети с ограниченными возможностями действительно имели возможность полноценно учиться и получать знания наравне с остальными. О том, как развивается инклюзивное образование в ВКО, шла речь на конференции.

– Самое главное, – считает Алия Ерсарина – заведующая республиканской психолого-медико-педагогической консультацией «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, – создать необходимые условия, чтобы ребёнок не просто пришёл и сел за парту, а успешно включился в образовательный процесс. – Предполагается создание школ инклюзивного типа, обеспеченных всем необходимым. Сюда входят разработка специальных программ, привлечение в школы специалистов-дефектологов, психологов, логопедов; меньшая наполняемость класса, оснащение техническим оборудованием. Например, звукоусиливающая аппаратура в классе, где есть глухой ребёнок; для ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата – пандусы и лифты.

– В рамках этой программы предполагается ли дистанционное обучение на дому?

– Сейчас у нас идёт первый этап реализации этого проекта. На нём с прошлого года дети-инвалиды обеспечиваются специальным оборудованием для более качественного образования, – поясняет А. Ерсарина. Это прежде всего компьютеры и обучающие программы. Кроме того, учитываются особенности детей. Например, для ребёнка с ДЦП – специальная клавиатура; если ребёнок слепой, то есть специальная программа, позволяющая управлять ею без зрения.

Следующий этап (пока ещё в только проекте) – когда дети-инвалиды с использованием этой техники смогут дистанционно обучаться вместе со своим классом. Представьте, идёт урок, он транслируется по «скайпу» (интернет-пейджер с поддержкой веб-камеры, прим.). Получается, что ребёнок, находясь дома, как-будто находится в классе.

– А обеспечение оборудованием идёт за счёт государства?

– Да. На этом этапе идёт обеспечение оборудованием, на следующем – интернет-подключение. Есть сложности: для связи с ребёнком, находящимся дома, необходимо обеспечить интернетом класс, в котором он числится.

На семинаре был приведён пример столичной школы-гимназии №65, первый звонок которой прозвенел 1 сентября 2010 года. В ней действуют 11 коррекционных классов с казахским и русским языками обучения. В гимназии обучаются 92 ребёнка с ограниченными возможностями. Этих детей до школы подвозят на специальном автобусе, в здании учебного заведения имеется необходимое для ребят оборудование.

Однако в ВКО развитие инклюзивного образования идёт крайне медленно. Одна из причин – нехватка специалистов-дефектологов. Обычным преподавателям приходится специально проходить курсы повышения квалификации. При этом большая ноша ложится на плечи школьных психологов.

Но, несмотря на это, отдельные школы всё-таки внедряют эти технологии. Так, в школе им.

И. Алтынсарина Глубоковского района успешно обучаются 95 детей с ограниченными возможностями. Также в школе открыты семь классов коррекционного обучения. Заметные успехи есть в школе-саде №96 и средней школе №37 Усть-Каменогорска.

Роман Кудинов

Еще новости

Back to top button