В «небе» только девушки
На высоте семи-восьми мет-ров, чуть ли не под самым потолком огромного цеха ЖБИ Зайсанского комбината строительных материалов словно плывет бетонная плита весом до десяти тонн. Еще выше, в кабине мостового крана, работает крановщица Ляззат Токбаева. «Сейчас ее смена, – сказали в цехе. – Скоро вместо нее заступит Рашида Нугуманова».
Кроме мостового крана, который находится в цеховом помещении, на открытой площадке расположен еще один – козловой. Он может перемещать на головокружительной высоте, а затем точно и аккуратно расположить на нужном месте груз до двадцати тонн весом. Управляют ими и днем, и ночью, меняя друг друга, только девушки. Ни одного парня.
Объясняют причину подобного странного распределения труда на предприятии тем, что представители сильного пола, как правило, не выдерживают подобной нагрузки. Прежде всего – психологической. Это психологическое давление, в один голос утверждают девушки, очень высокое. С ним могут справиться… только женщины. Да и то лишь те, у кого сильный характер.
«Берут» и «несут» свой вес, конечно, и мужчины. Впрочем, они больше тяготеют к работе на автокранах. Потому что им больше импонируют движение, перемещения с места на место, частая смена впечатлений. Ограниченность пространства в кабине при работе на стационарных кранах, однообразие действий их, видимо, угнетает, предположили мои собеседницы.
Работа крановщицы, по их словам, тонкая, требует чувствительности рук, полнейшего спокойствия. Особенно на мостовом кране, работающем в помещении цеха. Вдруг, не дай Бог, пойдет вибрация, а то и раскачка, изделия весом не в одну тонну могут разгромить все вокруг. Ведь только опалубка весит три тонны. Этого больше всего опасаются все начинающие крановщицы. Успели пройти через это и освоиться молодые работницы цеха – Замзагуль Елеукенова и Жанар Слямгалиева, которые пришли сюда позже всех – в этом году.
Из всех женщин чувствует себя в родной стихии, пожалуй, только Рашида Нугуманова. В далеком 1987 году она обучилась профессии крановщика в учебном комбинате знаменитого в те годы «Востокпромстроя» в областном центре.
До самого расформирования предприятия работала в Зайсанском ПМК-7 на мостовом кране. А потом пришлось поменять род деятельности, стать штукатуром-маляром на стройке, заниматься другими делами. Пять лет назад цех ЖБИ обзавелся кранами такого типа, и Рашида с радостью вернулась в родную и знакомую стихию.
– Она наш учитель, наставница, – говорят девушки в один голос. Такой же путь прошла и Ляззат, ее сменщица. У нее в послужном списке и работа штукатуром-маляром, и другие виды деятельности. Три года назад руководством комбината ее направили на месячные курсы обучения в «Востоккранэнерго».
Профессиональную подготовку молодых крановщиц берет на себя комбинат. Для этого приглашают специалистов из областного центра. Работа, как сказано выше, непростая, но по утверждению девушек, за неделю все ее азы вполне можно освоить.
Многие из девушек, по их словам, пришли на предприятие, нашли здесь постоянную работу по «протекции» родных и близких. У Ляззат, скажем, братья работают один на автокране, другой – токарем, третий – водителем в другой строительной компании.
Карлыгаш Жанарбек – по образованию учитель казахского языка с высшим образованием. В школах района специалистов такого профиля достаточно, непросто найти и закрепиться на постоянном рабочем месте, а на подмене временно отсутствующих много не заработаешь. В конце концов, папа, который трудится на комбинате водителем КамАЗа со дня его открытия, привел ее в цех и посоветовал освоить кран.
Словом, все девушки из рабочих семей, хорошо знают цену мозолей на руках. Поэтому, как ни сложна работа, ни «вибраций», ни «раскачек» в душе в отношении выбора профессии ни у кого из них не возникает.
Зайсанский район