В центре внимания – профессии и ремёсла

Предприятия Восточно-Казахстанской области поддерживают идею повышения имиджа рабочих профессий. Субъекты бизнеса из сферы торговли решили объединиться с Карьерным центром для поиска работников на вакантные места. Предприниматели из сферы креативной индустрии предложили создать единый реестр ремесленников и их продукции. Об этом рассказали в пресс-службе Региональной Палаты предпринимателей (ПП ВКО).
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ
Сегодня, когда во многих сферах бизнеса ощущается нехватка кадров, получение рабочей квалификации гарантирует востребованность на рынке труда и стопроцентное трудоустройство.
– Анализ актуальности профессий Восточно-Казахстанской области демонстрирует преобладание рабочих специальностей: операторы печи, плавильщики, стекловары, газорезчики, автомеханики, арматурщики, монтажники металлоконструкций, продавцы, электрики, плотники, водители автобусов. По уровню образования в регионе требуются сотрудники, прежде всего, среднего звена, – рассказал начальник отдела развития человеческого капитала ПП ВКО Асет Адылхан.
По информации Управления образования ВКО, в этом году в регионе запланировано открытие новых специальностей в строительстве, сельском хозяйстве, авиации, энергетике, водном транспорте.
В Усть-Каменогорском высшем политехническом колледже состоялось заседание индустриального совета, где обсудили план мероприятий в Год рабочих профессий совместно с градообразующими предприятиями, учебными заведениями региона и ПП ВКО.
В 2025 году планируется проведение масштабной профориентационной работы, организация крупных региональных форумов и фестивалей по профессиональному мастерству, ярмарок вакансий, развитие института наставничества, стажировка преподавателей на предприятиях региона, вовлечение бизнеса в процесс подготовки кадров под собственные потребности.
Предприниматели высказались положительно относительно Года рабочих профессий и приняли решение активно участвовать во всех мероприятиях.
Напомним, ПП ВКО ежегодно проводит опрос по потребности в кадрах. Предприятия Восточного Казахстана могут пройти онлайн-опрос, чтобы обозначить нехватку специалистов на своих предприятиях на 2025–2027 годы: https://www.enbek.kz/ru/anketa
СУБСИДИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ
Как бизнесу получить субсидируемые рабочие места, обсудили в ПП ВКО на встрече с представителем Карьерного центра города Усть-Каменогорска.
По словам субъектов бизнеса из сферы торговли, на сегодняшний день у них ощущается острая нехватка продавцов. Поэтому они решили объединиться и искать работников совместно с Карьерным центром.
Руководитель сектора обучения Карьерного центра города Усть-Каменогорска Бейбит Астанбаев подробно рассказал, какими программами могут воспользоваться бизнесмены. В частности, по субсидируемым рабочим местам имеется четыре направления: общественные работы, молодёжная практика, серебряный возраст и социальные рабочие места. Если соискатель подпадает под какую-либо из этих категорий, то данная вакансия может быть субсидирована.
К примеру, по программе «Серебряный возраст» (для людей старше 50 лет) в первый год государство субсидирует 70% от заработной платы, второй год – 65%, третий – 60%.
В течение года предприниматели подают заявку на участие в программе. Карьерный центр будет искать подходящих кандидатов. Бизнесмены могут и самостоятельно найти работника, зарегистрировав его впоследствии.
Также по итогам встречи достигнута договорённость об обновлении списка соискателей для ознакомления.
– У малого и среднего бизнеса нет своей HR-службы, заниматься поиском времени не хватает. Часто и сами работаем у прилавка. Поэтому если можно получать списки, например, на WhatsApp, то это значительно ускорит процесс трудоустройства. Есть специальная группа по открытым вакансиям, где можно разместить информацию бесплатно, – сообщили бизнесмены.
РЕЕСТР РЕМЕСЛЕННИКОВ
В Восточно-Казахстанской области предлагают создать единый реестр ремесленников и их продукции. С таким предложением предприниматели выступили на заседании совета креативной индустрии ПП ВКО.
– В регионе нигде нет общей информации о ремесленниках и их эксклюзивной продукции, точках продажи. Необходимо подготовить не просто список, а презентационный буклет, чтобы любой желающий мог заранее посмотреть, оценить творчество и определиться с выбором, – пояснили свою инициативу креаторы.
Кроме этого представители совета креативной индустрии намерены наладить взаимовыгодное сотрудничество с советом туризма ПП ВКО и организовать точки продаж в локациях с массовым скоплением туристов.
По словам председателя совета туризма Сымбата Рамазанова, можно составить карту маршрутов, чтобы определить места размещения продукции, и продумать перечень товаров, которые заинтересуют туристов, особенно с национальным уклоном. Он также предложил поднимать имидж креативной индустрии, наладить сотрудничество с акиматами, разработать поздравительные номинации.
На заседании отметили, что в районах области креаторы вообще существуют каждый сам по себе, поэтому было принято решение создать подкомитеты совета креативной индустрии в регионах.
– Предварительная работа уже проведена в Курчумском и Катон-Карагайском районах. Наша цель – объединить всех, оперативно оповещать обо всех изменениях и проводимых мероприятиях, а также продвижение креаторов, выявление проблем и их решение, – проинформировала председатель совета креативной индустрии ПП ВКО Асем Смаилова.
Восточно-казахстанские мастера – это таланты, которые необходимо поддержать, считают в совете креативной индустрии. С этой целью будет разработана бренд-стратегия по развитию данной сферы.
Подготовила Дана Нагиева
Фото «Рудный Алтай»