В борьбу с религиозным радикализмом вступает молодежь
В Казахстане создано молодежное движение «KAZAKHstan for peace» по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. В него входят теологи, религиоведы, журналисты, педагоги, госслужащие, представители Ассамблеи народа Казахстана в возрасте 18-29 лет. Данная категория людей выбрана не случайно. По мнению экспертов, именно представители молодежи часто становятся жертвами новых деструктивных религиозных организаций.
Инициатор идеи создания молодежного движения, которое способствует не только противодействию религиозному терроризму, но и снижению риска вовлечения юношей и девушек в секты, – объединение юридических лиц «Ассоциация центров исследования религий». Партнеры по проекту – Центр по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан и Международная некоммерческая корпорация «Поиск общих интересов» (SFCG) в Кыргызстане. Первый обучающий семинар «Стандарты профессионального освещения вопросов государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан» для спикеров информационно-разъяснительных групп прошел недавно в Астане.
– Настало время не рассуждать, а действовать, – сказала директор Ассоциации центров исследования религий, член АНК, магистр религиоведения Юлия Денисенко. – В каждом районе Казахстана будут свои спикеры, которые расскажут о религиозной ситуации, проведут «вакцинацию» населения против радикализма. По принципу «равный – равному» молодые люди научат своих сверстников противостоять любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, отличать настоящее религиозное течение от ложного. Всего будет подготовлено 50 человек.
В Послании народу страны «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Нурсултан НАЗАРБАЕВ отметил, что в борьбе за безъядерный мир, против терроризма и экстремизма казахстанцы едины с мировым сообществом. О том, что противодействие всем формам и проявлениям радикализма, экстремизма и терроризма – в числе приоритетных задач, говорится и в Стратегии «Казахстан-2050». Кстати, об этом же сказано и в Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Казахстане на 2013-2017 годы.
– Религиозный экстремизм – одна из актуальных проблем современности, – отметила заведующая сектором Секретариата АНК Администрации Президента РК Назипа Шанаи. – Почему она возникла в нашей стране? Ведь согласно историческим данным, в казахских степях никогда не было споров, конфликтов и войн на основе религиозной принадлежности. Практически всегда представители различных этносов жили по обычаям и традициям своей нации, исповедовали свою религию. Никто этому не противился. Сегодня так же все свободны в выборе веры. Почему именно она стала камнем преткновения в полноценном построении мира и согласия?
По мнению участников семинара, незаложенный родителями фундамент духовности, религиозная безграмотность, непрофессионализм священнослужителей – основные причины того, что экстремизм в Казахстане имеет место быть.
– В годы существования Советского Союза наши родители считали себя атеистами, в период зарождения суверенитета Казахстана многие из них остались таковыми, – поделился своей точкой зрения историк из Западно-Казахстанской области Мерген Абдиров. – На заре Независимости нашей страны в республику хлынул поток псевдорелигиозных учений. Их адепты в последующем взялись за промывку мозгов тех молодых людей, у которых не было религиозной идентичности.
Политика мирного сосуществования, которую использовали наши предки, знание шежире (родства до седьмого колена), уважение к старшим, умение слушать советы аксакалов в свое время перекрывали кислород деструктивным идеям. К сожалению, спустя столетия в Казахстане были утеряны многие духовные ценности, а в 90-е годы связь с ними потеряли даже те, кто стремился их сохранить. В итоге, это привело к тому, что многие перестали отличать, где правда, а где ложь, стали исповедовать веру, чуждую предкам. Самое страшное то, что сегодня под прикрытием религии совершаются деяния, которые осуждает любое священное писание. Будь то Коран, Библия или Тора.
– Религия – не изменчива, она статична, – объяснил доктор теологических наук Расим Челидзе. – Религия – не политика, но если она таковой становится, тогда превращается в инструмент давления, порабощения. В современное время главное – сначала получать знания, а потом верить, но не наоборот. Иначе каждого ждет разочарование. Ведь, как известно, слепое верование до добра не доводит.
В Казахстане из более 17,5 млн граждан свыше 25 процентов – молодежь. Активные, энергичные, они становятся мишенью для радикалов. Порой некоторые юноши и девушки в силу своего возраста оказываются беззащитными перед идеями экстремистского и террористического толка. Молодежный максимализм, желание бороться за справедливость, как правило, становятся благоприятной психологической почвой для манипулирования экстремистами, подталкивающими молодежь на крайности в суждениях и действиях.
– Казахстан – светское государство, – напомнила кандидат политических наук Елена Щелокова. – Наряду с этим из года в год наблюдается рост религиозности молодежи. В поисках духовности юные казахстанцы даже не пытаются выяснить отличительные черты деструктивных течений, используемые ими психологические способы и техники манипулирования людьми.
По словам Елены Щелоковой, существует шесть условий для контроля сознания человека. Среди них – изоляция от окружающих, разрыв прежних родственных связей, неполноценное питание, чувственная и эмоциональная перегрузка. Популярная «бомбежка» любовью, которая используется многими новыми религиозными течениями, тоже является предпосылкой для вербовки новых адептов.
– Большинство псевдорелигиозных течений отличается эгоцентричностью, тоталитаризмом, мнимым превосходством, – добавил эксперт. – В своей работе адепты таких течений внедряют способы прямой или скрытой зависимости, занимаются навязыванием фобий.
Представители новых, нетрадиционных для Казахстана религиозных объединений используют техники манипулирования не только вживую, посредством общения «тет-а-тет», но и через Всемирную паутину. Кстати, с помощью интернета им это удается лучше и быстрее.
Несколько лет назад специалистам Ассоциации центров исследования религий буквально в последнюю минуту удалось вернуть 16-летнюю девочку на истинный путь. Школьница по интернету познакомилась с экстремистами и даже согласилась выйти замуж за одного их них. Если бы не родственники, забившие тревогу и обратившиеся по телефону «горячей линии», неизвестно, чем бы занималась казахстанка, да и была бы она жива вообще.
– Радикалы – это своего рода хамелеоны или волки, переодетые в шкуру овец, – сказала Юлия Денисенко. – Никогда не знаешь, в каком обличии они появятся в очередной раз. Псевдорелигиозные ячейки могут существовать под видом фитнес-клубов, языковых курсов или других различных центров.
Радикальные идеи могут прийти даже через близкого, родного человека.
По рассказам директора ОЮЛ «Ассоциация центров проблем религий», террорист-смертник, подорвавший себя в Актюбинской области пять лет назад, был обеспеченным человеком, имел собственное жилье. Поэтому сказать, что на такой поступок он решился из-за денег, нельзя. Как выяснилось позже, на это его подтолкнула любимая женщина.
– Во время похорон все плакали и лишь пассии покойного было весело. Она укоряла близких и родственников в непонимании истинной значимости совершенного мужчиной поступка, – вспомнила Ю. Денисенко. – Ни одна традиционная религия не призывает к смерти, не пропагандирует насилие и не принуждает к вере.
Общеизвестно, что, к сожалению, террористические организации «Хизб-ут-Тахрир», «Джунд аль-Халифат», «Таблиги Джамагат» и другие в большей части состоят из молодых людей. Экстремистские идеи этих ячеек сумели проникнуть в сознание и души некоторых наших соотечественников.
– Экстремизм подобен раковой опухоли, – отметили эксперты. – Если вовремя не проводить профилактику, то она может разрастить и пустить глубокие корни. Умение отличать правду от лжи, получение религиозных знаний должны стать золотыми правилами для каждого человека.
Примечательно, что основная часть казахстанской молодежи получает правильное воспитание, она патриотична, физически и психологически сильна. Но это не снимает ответственности формировать и углублять мировоззренческие ориентиры, духовные идеалы, оттачивать ум.
– На своих уроках всегда говорю ученикам, что прежде чем познакомиться с книгой, осмотрите ее внешний вид со всех сторон, прочтите, а уже после делайте умозаключение об издании в целом, – сказал Мерген Абдиров. – То же самое можно перенести на религиозные течения. Не нужно слепо следовать призывам лжепроповедников. У каждого должно быть критическое мышление. Всем, в особенности молодым людям, следует рационально и взвешенно принимать решения, обдумывать малейший шаг и действие. Свои поступки необходимо пропускать через призму законности, общественных норм поведения и морали.
Некоторые считают, что молодые люди уходят в секты религиозного толка только потому, что не получают от родителей ответы на интересующие вопросы. Но здесь следует помнить, что в каждом уголке Казахстана есть уважаемые люди: аксакалы, педагоги, имамы, священники, узкие специалисты в области религии, которые помогут найти правильное решение в трудной ситуации. Ведь всегда лучше пять раз спросить, чем один раз совершить опрометчивый поступок. С созданием молодежного движения, нацеленного на борьбу с религиозным экстремизмом, у школьников, студентов теперь есть возможность обменяться мнениями по волнующим вопросам со сверстниками.