Услугам выйти из тени!
Российская наука ставит антикоррупционные задачи на основе совместной работы НПО из Восточного Казахстана и госорганов РК.
Наш опыт интересует ученых не случайно. Трезво мыслящие россияне понимают, что во многих сферах развития Казахстан находится на шаг-два впереди. Это и пенсионная реформа, и работа над рейтингом Doing Business, реформа ЖКХ и т. д. Одна из таких сфер – оказание государственных услуг. На днях в Екатеринбурге опубликовали сборник научных трудов по итогам Третьей Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики РФ в области противодействия коррупции». Одна из статей посвящена казахстанскому опыту выявления скрытых
госуслуг.
Ее автор Наталья Алексеевна Филиппова – доктор юридических наук, завкафедрой государственного и муниципального права Сургутского государственного университета. Она приходит к выводу: осмысление практики выявления скрытых госуслуг в Казахстане позволяет «сформировать ряд… задач в современной антикоррупционной политике Российского государства». Во-первых, наличие скрытых госуслуг признать самостоятельным коррупционным фактором, а во-вторых, необходимо объединить усилия государственных органов, субъектов общественного контроля и экспертного сообщества по их выявлению и включению в реестры.
По ее мнению, опыт Казахстана интересен еще и тем, что «наряду с органами государственной власти в этот процесс вовлечены и структуры гражданского общества». Речь идет об Информационном фонде, который, собственно, и предложил идею на государственном уровне подойти к проблеме скрытых госуслуг.
Четыре года назад Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) начал проект «Инициатива в поддержку эффективного управления». Конкретные идеи под эту тему ждали от НПО страны. Информационный фонд предложил «разобраться» со скрытыми госуслугами, а в 2017 году интерес к этой теме проявил и акимат ВКО, причем единственный в стране.
Надо сказать, что само это понятие – «государственные услуги» – относительно новое для всех стран постсоветского пространства. И когда впервые это словосочетание прозвучало в одном из выступлений Елбасы, это было новшество и для нас, и для других стран СНГ. Тогда никто не знал, что это будет и как это будет. Наше государство оказалось достаточно мобильным: буквально за год был подготовлен и принят Закон о госуслугах, первый их реестр, стандарты и регламенты и запущена сама система.
– Это был очень большой скачок. Раньше человек мог прийти в госорган за какой-либо справкой и апеллировать только к здравому смыслу, регламентирующих документов не было, – рассказывает эксперт Информационного фонда Николай Романюк. – Реагировать госорган мог на такие обращения по-разному, исходя из опыта руководителя, наличия специалистов, настроения и т. д. Сегодня все просто и понятно – четко ограниченный перечень документов, сроки, условия отказа. Соблюдение стандарта строго отслеживается и требование любого дополнительного документа – серьезное нарушение с большими последствиями.
Очень быстро число госуслуг перевалило за семь сотен. Понятно, что при таких темпах все не могло быть идеально – что-то осталось за бортом регламента. И это создавало очень серьезные коррупционные риски. Например, услуга предоставления жилья взамен ветхого включена в реестр. Но для того, чтобы ее получить
(т. е. встать в эту очередь), необходимо было документально подтвердить ветхость имеющегося жилья. А такой госуслуги не было, и это позволяло чиновникам действовать на свое усмотрение. Или получение в дорожной полиции разрешения на установку в автомобиле газового оборудования. Процедура получения такого разрешения есть, а в реестре ее нет. Шаги, сроки, необходимые справки – все различается по областям.
– Наша задача была не в том, чтобы найти какое-то количество скрытых госуслуг, а в разработке методики их выявления. Чтобы в дальнейшем все, в первую очередь сами госорганы, понимали, что такое скрытые госуслуги, могли их обнаружить и адекватно принять решение по ним, – говорит директор Информационного фонда Ольга Свириденко. – Ведь не всегда их необходимо включать в реестр как самостоятельные единицы, где-то достаточно внести правки в стандарт существующей услуги, а где-то надо исключить как избыточную.
Конечно, какие-то скрытые госуслуги нашли, но лишь в процессе пилотной отработки методики. Главный же результат – то, что ее донесли до чиновников самого разного уровня. По данным бывшего руководителя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алика Шпекбаева, который в настоящее время возглавляет Агентство РК по противодействию коррупции, только в 2017 году они установили более 300 скрытых госуслуг. За два года из них легализовано 123 в сферах здравоохранения, сельского хозяйства, обороны, регистрации граждан и др. А значит, людям стало проще взаимодействовать с госорганами и «узких» в коррупционном плане мест стало меньше.
И все же главное – не увлечься количеством внесения в реестр госуслуг. Один из чиновников республиканского уровня призывал увеличить их до 2000! По сути, такое дробление только навредило бы обычным людям, да и самим госорганам прибавило бы ненужной бюрократической работы.
– У нас другой взгляд на развитие этой сферы. Не в количестве госуслуг счастье услугополучателя, а в их качестве, – продолжает Николай Романюк. – В западных странах в них входит, к примеру, обеспечение правопорядка (оказывает полиция) или обеспечение чистоты улиц (оказывает ЖКХ). Наша идея – пересмотр самого понятия госуслуги для того, чтобы оно охватывало не узкий процесс взаимодействия гражданина с государством, а касалось конечной цели этого взаимодействия. Например, результат госуслуги – не выдача талона на постановку в очередь на получение инвалидной коляски, а выдача самой коляски. Не раздробленные на кусочки госуслуги «запись на прием к врачу», «проведение анализа», «выдача больничного листа», а «оказание медицинской помощи» и результат – то, что будет полезно и осязаемо для человека. В идеале – поправленное здоровье или, как минимум, назначение лечения.
Еще один момент – введение коллективного получателя госуслуги. Например, подвоз детей к школе в сельской местности. Сегодня каждый родитель должен лично прийти (а то и приехать за сотню километров) в сельский акимат, чтобы написать соответствующее заявление. Здесь услугополучателем может стать школа. И тогда станет проще всем – и родителям, и чиновникам, оказавшим вместо 30 одинаковых услуг одну.
Эти идеи экспертов Информационного фонда поддержали депутаты Мажилиса Парламента РК, уже звучали они и в Агентстве по делам гос-службы.
Но, на мой взгляд, самый интересный «побочный эффект» проекта – это реинжиниринг бизнес-процессов в госуслугах. Вам кажется, что в госорганах их априори не может быть? Не просто есть, работа над их улучшением приносит там такие же осязаемые результаты, как и в обычном бизнесе.
Эксперты Информационного фонда, проводившие реинжиниринг бизнес-процессов в обеих сферах, точно знают: механизмы работают одинаково. Эти технологии универсальны и позволяют отладить внутренние процессы, увеличить эффективность работы, снизить затраты ресурсов. Все это можно делать и для госорганов так же успешно, как и для бизнеса.
Проект ФЕЦА проводили на базе двух областей – нашей и Павлодарской, а также столицы и города Алматы. Но основной массив работы с госорганами пришелся именно на ВКО. Тем более что акимат области сам инициировал работу над реинжинирингом своих бизнес-процессов и очень добросовестно и конструктивно включился в работу. Консультации, предоставление информации, помощь в проведении заседаний рабочей группы, фокус-групп и т. д. В течение двух лет параллельно с работой над скрытыми госуслугами шла отшлифовка бизнес-процессов. И если вначале чиновники на фокус-группах очень скептически относились к самой возможности что-то поменять в работе («А разве так можно?»), то после первых результатов уже сами предлагали – вот эти действия нужно убрать, а эти поменять на другие. И этот опыт, как и антикоррупционный, тоже по-своему будет перенят Российской Федерацией. В этом году издан учебник для российских вузов «Менеджмент качества государственных услуг», одним из авторов которого является Николай Романюк, а еще одним – другой эксперт Информационного фонда, Сергей Пизиков. Так что есть чему у нас поучиться. Впрочем, есть куда расти и нам. Но ведь это и отличает профессионалов – постоянное развитие.
Коллаж Анары Муратовой