Общество

Укреплять иммунитет к радикализму

В Казахстане религиозная ситуация в последние два года стабилизировалась во многом благодаря обновленному законодательству и слаженным действиям государственных органов с населением. Об этом было сказано на респуб-
ликанской научно-практической конференции «Религия и традиции – против радикализма», которая прошла в Усть-Каменогорске.

Укреплять иммунитет к радикализмуПредставители Агентства по делам религий, теологи, ученые, религиозные деятели и другие лица, заинтересованные в предотвращении религиозного экстремизма в Казахстане, приняли участие в республиканской конференции. Как отметил председатель Агентства по делам религий РК Марат Азильханов, девяносто процентов опрошеных граждан Казахстана отметили религиозную ситуацию в стране как благонадежную.

Сформирована полноценная правовая база в сфере религии, – сообщил Марат Азильханов. – Утверждены четкие стандарты строительства культовых зданий, расположения помещений для проведения религиозных обрядов, мест распространения религиозной литературы. Полностью регламентирована миссионерская деятельность. Работает новая система религиоведческой экспертизы для недопущения в страну экстремистской литературы. За три года Агентством проведена экспертиза около 25 тысяч книг, почти 300 наименований получили отрицательную оценку и не были допущены к ввозу и распространению на территории страны. Обеспечен контроль за оборотом религиозных книг в стране, проведена полная проверка книг в учреждениях исправительной системы, культуры и образования, духовных учебных заведениях. В целом мы добились того, что закон эффективно регулирует деятельность всех субъектов религиозной деятельности. Запрещена деятельность незарегистрированных религиозных организаций, урегулированы вопросы проведения религиозных обрядов и церемоний. Значимым событием стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Агентством по делам религий и Духовным управлением мусульман, а также православной церковью Казахстана. Организована комплексная разъяснительная работа по обеспечению конфессионального согласия, повышению информированности населения по религиозным вопросам, профилактике религиозного экстремизма. В регионах страны организована работа более 800 специальных информационно-пропагандистских групп из числа экспертов-теологов, религиоведов, представителей НПО и госорганов. Только с 2013 года по 1 квартал 2014 года они встретились более чем с 1,6 млн человек. Создан Центр «Горячая линия-114», который осуществляет прием от граждан информации по вопросам религии, оказывает консультативную и психологическую помощь лицам, пострадавшим от деструктивных религиозных течений. Во всех регионах страны действуют аналогичные центры.
Развернута системная работа в интернет-пространстве. Создан полноценный информационно-просветительский интернет-портал «E-islam» для разъяснения традиционных основ ислама. Организован мониторинг интернета для выявления сайтов с противоправным содержанием, за 2013-2014 годы изучено более шести тысяч интернет-ресурсов, по 500 из них даны отрицательные экспертные заключения.

Однако в государстве есть приверженцы радикальных запрещенных религиозных течений, часть из которых пытается использовать религию в ущерб здоровью людей и обманом вовлекает их в запрещенные организации.

В своем Послании народу Казахстана Глава государства среди главных ценностей, составляющих фундамент будущего нашей страны, выделил светское общество и высокую духовность. Как было отмечено на конференции, представители радикальной идеологии зачастую пытаются сформировать негативный взгляд в отношении светского государства.
Однако светскость – это не отрицание религии. В светском обществе она отделена от государства, но не от жизни общества. Государство обеспечивает равные условия для деятельности всех религиозных объединений и поддерживает с ними партнерские отношения. То есть светскость основывается на диалоге и взаимосотрудничестве. Понятие «высокая духовность» имеет прямое отношение к сфере религии. На протяжении веков народ считал религию основой духовности.

Общечеловеческие духовные ценности тесно взаимосвязаны с религиозными установками. Такие приоритеты традиционных религий, как человечность, взаимоуважение, человеколюбие, стремление к знаниям, трудолюбие, любовь к Родине составляют стержень духовно-нравственных ценностей, отметил руководитель Агентства по делам религий.

– Не будьте деревом без корней, которое могут легко сломить любой ветер и ненастье, – обратился Марат Азильханов к молодежи. – То, что может всю жизнь крепко держать и подпитывать вас, – это ваши корни, родной язык, семья, многовековая культура, традиции, исконные духовные и традиционные религиозные ценности.

Руководитель Духовного управления мусульман Казахстана, Верховный муфтий Ержан Маямеров отметил, что в период глобализации система нравственных ценностей приобретает особую значимость.

– Иначе нетрудно стать жертвой чуждых течений, идеологического нашествия, – сказал Ержан Маямеров. – Чтобы избежать этого, важно опираться на хорошее воспитание, полученное в среде своего обитания, национальное сознание, духовные ценности. Только тогда можно будет противостоять давлению духовной экспансии. Казахи – народ, исповедующий ислам. Двенадцать веков он живет в исламе. С тех времен его национальное сознание, обычаи и традиции, культура и литература развивались в унисон с духовными ценностями религии. Нашли между собой неразрывное единство. Говоря об обычаях и традициях, мы имеем ввиду не только культурные традиции, но и национальные критерии норм поведения, этические установки, принципы морали, многовековое наследие по пропаганде системы воспитания, мудрости, милосердия. Только защитив и сохранив эти ценности, мы сможем сохранить свою национальную идентичность. Негативные явления, которые проявляются в современном обществе, свидетельствуют о том, что мы теряем национальные традиции, базирующиеся на совестливости, бережливом хранении чести, простоте, порядочности. Говоря о призыве к духовности, мы имеем в виду не только призыв к поклонению. А в такой же степени – призыв к воспитанности, хорошему поведению, доброму взаимоотношению между людьми, милосердию. Религия и традиция у казахского народа неразрывны. Например, уважение к старшим, забота о младших, верность обещанию, бережное хранение порученного, не притеснение слабых, не обижать сирот и вдов, страх перед карой Аллаха, поддержание родственных связей, умение различать дозволенное и запретное – все эти нравственные ценности, сохранившиеся в национальной сокровищнице казахского народа, свои корни имеют в вере. То же самое можно говорить и о любви к родной земле, своей стране.

По мнению епископа Каскеленского, управляющего делами Митрополичьего округа русской православной церкви в РК владыки Геннадия, глобализация противостоит традиционным мировым ценностям, что в свою очередь вызывает протест, прикрываемый религиозной идеологией.

Вызов Казахстану брошен, – сказал владыка Геннадий. – Но его не нужно бояться. Ведь это главная движущая сила истории, это возможность сплотиться и защитить свои культуру и духовные ценности. Экстремизму нужно противостоять всем миром, не испытывая страха перед ним.

Представителям СМИ нужно скорректировать свою позицию, отметил владыка Геннадий. Ведь превращение терористов в героев новостей – это именно то, чего добиваются радикалисты. Работы журналистов должны вызывать у общества отвращение к таким поступкам.

Гости конференции – доктора филосовских и теологических наук Досай Кенжетай и Кеншилик Тышхан из Евразийского Национального университета им. Л.Н. Гумилева в своих выступлениях отметили, что экстремизм возникает из-за незнания людьми своей и других религий, поэтому пропаганда имеет первостепеное значение в борьбе с нежелательными деструктивными проявлениями.

Из-за религиозного невежества получают распространение проявления радикализма, – сказал Кеншилик Тышхан. – На самом деле в вере нет места радикализму. На него наложен запрет в Коране. Согласно материалам английской службы внутренней безопасности, за 2008 год большинство участников террористических действий составляют люди, несведущие в делах веры, даже не выполняющие своих религиозных обязанностей. А в числе профилактических мер указывается необходимость налаживать религиозное просвещение и работу культовых учреждений. Вызывает тревогу уровень безграмотности в некоторых странах. Например, по данным 2008 года в Алжире остаются неграмотными 34 процента населения, Бангладеше – 52, Египте – 40, Марокко – 58, Пакистане и Йемене – 60, Турции – 20 процентов. Что касается нашей страны, хотя общей безграмотности у нас и нет, но религиозная грамотность остается на низком уровне.
Неграмотность порождает непонимание между представителями разных религиозных течений, отметил в своем выступлении профессор кафедры философии и религиоведения Евразийского Национального университета имени Л.Н. Гумилева Досай Кенжетай.

Очень важно давать правильные исчерпывающие ответы, – подчеркнул докладчик. – Нельзя на вопросы теологии отвечать информацией из сферы культурологии и наоборот. Нужно накапливать объективные знания, осознавать их значимость и передавать все это младшему поколению.

Чтобы избежать перегибов, крайнего радикализма и равнодушия, нужно обратить больше внимания в этом плане на воспитание подрастающего поколения. Участники конференции предложили совершенствовать учебник «Основы религиоведения» и методику преподавания предмета. Кеншилик Тышхан внес рекомендацию, изготовить учебные пособия в электронном варианте, а также поднял вопрос подготовки преподавателей.

Нужно детально рассматривать вопросы подготовки преподавателей «Основ религиоведения», – сказал докладчик. – Совершенствовать их религиозную грамотность, определить религиозное мировоззрение. Помочь разбираться в государственных подходах в отношении религиозной ситуации. Необходимо обучать религии во взаимосвязи с народной культурой, как это практикуется во многих странах мира. Полезно в качестве дополнительных средств обучения изучать труды известных ученых нашего народа. В случае, если религиозные установки и ценности будут преподноситься в отрыве от национальных культурных ценностей, возникает угроза ухода молодежи за чуждыми взглядами. Руководству школ по возможности нужно проявить заинтересованность к тому, чтобы привлечь специалистов-религиоведов с высшим образованием. Ряд высших учебных заведений страны готовит специалистов по религиоведению, которым во многих случаях бывает непросто устроиться на работу. Таким образом, возникает противоречие, когда, с одной стороны, где-то на них есть большой спрос, с другой, многие из них остаются невостребованными.

Предмет религиоведения в казахстанских школах основывается на изучении всех мировых религий, а не одного конкретного течения. Человек, знающий об особенностях представителей других течений, может и не соглашаться с их взглядами, но понимать. А где есть понимание, там рождается взаимное уважение. Как было отмечено на конференции, такая модель обучения – одна из наиболее удачных на всем постсоветском пространстве, и эту работу нужно продолжать.

Академик Гарифолла Есим подчеркнул, что каждый регион Казахстана имеет свои религиозные особенности. Поэтому необходимо реализовывать углубленные исследовательские и социологические проекты по изучению религиозной ситуации на региональных уровнях. Он отметил, что в этом процессе необходима слаженная работа всех государственных органов совместно с религиозными объединениями, научным и экспертным сообществом, в том числе учителями, преподающими дисциплину «Основы религиоведения» в средних и высших учебных заведениях. Также было подчеркнуто, что к этому делу важно привлекать представителей интеллигенции, так как они являются носителями традиций, духовных и нравственных ценностей, мудрости народа.

Мухаммад Махфуз, доктор теологии, декан Египетского университета исламской культуры Нур-Мубарак отметил, что экстремизм присутствует во всей истории человечества, он приходит волнами. Поэтому религиозная ситуация, которая наблюдается сегодня, временная и скоро пройдет.

В работе по секциям участники конференции обсудили аспекты государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений; пропаганду, укрепление традиционных религиозных верований и национальных ценностей; систематизацию способов противодействия и предупреждения распространения опасных религиозных, философских течений в среднеазиатских тюркских государствах; пропаганду государственной политики в сфере религии и казахстанской модели межконфессиональных отношений.

В рамках конференции была организована выставка, посвященная теме религии и традициям, где наглядно продемонстрированы материалы об истории Восточного Казахстана, информационные стенды о ходе реализации государственной политики в сфере религии, фото-галерея о деятельности традиционных религиозных объединений, а также книжная выставка областной библиотеки.

По завершении мероприятия были внесены предложения в работу по противодействию религиозному радикализму, была принята резолюция в которой экстремизм и терроризм были признаны величайшим злом против человечности, добра и жизни. Участники конференции призвали общество не использовать религию, религиозные чувства верующих в чьих-то личных, корыстных целях. В резолюции были разграничены два понятия, которые в последние годы сливаются в одно, это «свобода вероисповедания» и «вседозволенность». Межконфессиональное согласие в казахстанском обществе является следствием мудрости, миролюбивости, достоянием нашего народа. Опыт Казахстана в вопросах вероисповедания достоин распространения. Компромисс, возможность для конструктивного диалога, избегая конфликтов и социальной напряженности – главные и более действенные способы решения любых конфликтов. Они должны быть в основе решения непонимания, возникшего на разных религиозных взглядах.

В ближайшее время в районы и города Восточного Казахстана будет направлен духовный караван, который продолжит работу по формированию у населения иммунитета к радикальным религиозным течениям. Этот проект был одобрен Президентом страны, и после посещения районов Восточного Казахстана духовный караван направится в другие области. Осенью в Восточном Казахстане состоится международный форум духовной культуры с участием представителей России, Белоруссии и нашей страны. Также планируется создать клуб религиозных объединений, где духовные деятели совместно будут решать вопросы по противостоянию раикализму.

Подготовила Гульмира Асипова

Еще новости

Back to top button