Потребитель

Уехать и… благополучно вернуться

Прежде чем отправляться в отпуск за границу, восточноказахстанцам рекомендуется проверить надёжность у туроператора, который отправляет их в жаркие страны.

В январе этого года разразился скандал, когда паломники из Казахстана отправились в Мекку, приобретя туры у одной из компаний, но по прибытии оказалось, что их там никто не ждёт. Номера в отеле были не забронированы, а экскурсии не оплачены. А часть паломников вообще не смогли даже выехать из страны. И такие случаи, к сожалению, не редкость. Поэтому крайне важно знать, как обезопасить себя и свой отдых.

Отдых за границей сейчас стал доступен для семей со средним достатком. В социальных сетях, на баннерах и плакатах часто рекламируют «горящие туры», когда путёвки продают с огромными скидками. Люди доверяют и несут турфирмам свои деньги, а в итоге оказываются обманутыми и зачастую не понимают, как вернуть свои средства.

Кто даст гарантию?

В Комитете индустрии туризма Министерства культуры и спорта РК желающим отдохнуть за рубежом рекомендуют пользоваться только услугами официальных туроператоров. Так, в ситуации с паломниками выяснилось, что у компании, продавшей им путёвки, отсутствует лицензия на туроператорскую деятельность, поскольку она зарегистрирована в качестве турагентства.

Разница между ними в том, что агенты – это посредники между покупателями и туроператорами. А последние как раз и занимаются формированием турпакетов и всего комплекса туристических услуг. Туроператор разрабатывает маршруты, находит отели, заключает договоры на перевозку отдыхающих, подаёт документы на визу, то есть несёт всю ответственность за туристов.

Турагенты лишь продают конечный продукт, не вникая во все тонкости. К слову, руководителя алматинской турфирмы полицейские уже задержали и возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество». Есть вероятность, что деньги за путёвки людям вернут.

Но бывают и другие случаи. Так, жительницы Усть-Каменогорска этим летом приобрели в одном из турагентств путёвку в Грузию, заплатив миллион тенге за двоих.

– Как нам рассказали, в эту сумму входили перелёт из Алматы в Тбилиси, трансфер Тбилиси – Батуми, проживание в двух городах на базе завтраков и обзорная экскурсия по столице Грузии, – рассказывает Светлана Ежова. – Нам показали отели, в которых мы будем жить, всё понравилось, и мы оплатили тур. Однако несоответствия стали выявляться уже по прилёту в Тбилиси. Нас встретили в аэропорту, но привезли в гостиницу, у которой, по-моему, ноль звёзд. Из нашего номера открывался чудесный вид на… помойку и какие-то задворки, обещанную экскурсию тоже никто не провёл. Когда мы связались с нашим агентом и спросили, почему так происходит, ответ очень удивил: «Что вы хотели, у вас же эконом-вариант». Хотя я считаю, что миллион – это совсем недёшево для путешествия в эту страну. В Батуми нас также поселили на окраине города, чтобы добраться до пляжа, пришлось 40 минут ехать на такси. Притом, что это очень маленький город, и в центре, как выяснилось позже, полно недорогих апартаментов, от которых до моря не более 10 минут пешком. Нам не хотелось терять время, и мы сами заплатили за другой отель, чтобы жить поближе к морю.

Когда девушки вернулись в Усть-Каменогорск, решили пойти в турагентство, чтобы разобраться, почему реальная картина не совпала с тем, что было озвучено изначально. Но разговаривать с ними никто не стал, а впечатление от долгожданного отдыха оказалось основательно подпорченным.

Но им повезло хотя бы с тем, что жильё было предоставлено и оплачены перелёты. Ведь нередки случаи, когда по вине недобросовестных туроператоров казахстанские туристы остаются в зарубежных странах без проплаченного места размещения или обратного билета.

Нужен код

По данным акимата Восточно-Казахстанской области, для решения этой проблемы законодательно была введена система гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма, администратором которой стал корпоративный фонд «Туристік қамқор». Как рассказывают специалисты, с каждым туроператором участником фонда «Туристік қамқор» заключается договор, по которому фонд берёт на себя обязательства по вывозу казахстанских туристов из-за рубежа в случае наступления непредвиденных обстоятельств или банкротства туроператора. Договор подкрепляет специальный сертификат, выданный туроператору после заключения договора. Система обязывает туроператоров иметь банковскую гарантию: для обычных – 5 000 МРП, а для туроператора-фрахтователя – 15 000 МРП.

В фонде также сформирован специальный счёт, средства из которого идут на вывоз граждан Казахстана из-за рубежа. В него перечисляют 0,5 МРП с каждого туристского продукта, который был реализован. Кроме того, туроператор обязан выдавать выезжающим туркод – определённый числовой номер, который будет находиться на сайте администратора системы гарантирования, и по которому можно будет получить не только всю информацию о туристе, но и сам отдыхающий сможет узнать все данные о своей поездке.

Проверить туркод можно на сайте фонда «Туристік қамқор» в разделе «Туристам». Именно этот набор цифр является гарантом, что вас вернут домой, если у туроператора возникнут с этим какие-то проблемы. На портале также можно узнать, какие туроператоры из вашего города являются участниками системы гарантирования. К примеру, в Усть-Каменогорске их шесть, а наибольшее количество зарегистрировано в Алматы – 110.

Как пояснили в областном акимате, если компания, занимающаяся реализацией туристических путёвок, не будет вступать в фонд, это будет являться нарушением действующего законодательства. Поэтому уполномоченные органы будут проводить мониторинг и выборочные проверки, по итогам которых компании могут быть лишены лицензии на туроператорскую деятельность.

Не доверяй и проверяй

В фонде «Туристік қамқор» рекомендуют перед покупкой тура проверять, является ли туроператор участником Системы гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма. Сделать это можно двумя способами: попросить компанию предоставить «Свидетельство участника»  или самостоятельно проверить её в реестре в соответствующем разделе сайта фонда.

Если вы всё же оказались в ситуации, когда на отдыхе возникли проблемы, помните, что действия по защите прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма включают в себя:

– вывоз граждан Республики Казахстан, являющихся туристами, с территории страны (места) временного пребывания на территорию Республики Казахстан авиатранспортом, железнодорожным, автомобильным или водным транспортом;

– обеспечение размещения (временного проживания) граждан Республики Казахстан, являющихся туристами, в гостинице или ином месте размещения на срок до начала осуществления вывоза на территорию Республики Казахстан (в случае, если период вынужденного ожидания вывоза составляет более 8 часов – в дневное время и более 6 часов – в ночное время);

– доставку граждан Республики Казахстан, являющихся туристами, от местонахождения в стране временного пребывания до пункта осуществления вывоза на территорию Республики Казахстан;

– организацию питания граждан Республики Казахстан, являющихся туристами (в случае, если период вынужденного ожидания вывоза составляет более 4 часов).

Дарья Штейн

Фото автора

 

Еще новости

Back to top button