Образование

Учитель в главной роли

Более 150 педагогов Восточного Казахстана приняли участие в областном форуме учителей начальных классов. Площадкой для проведения большого педсовета стала средняя школа № 46 города Усть-Каменогорска.

Ранее в столице состоялся республиканский съезд учителей начальных классов. С участием министра образования и науки Республики Казахстан были обсуждены самые актуальные темы и наболевшие вопросы начального образования. Результаты этого съезда и послужили поводом проведения форума в регионе.

По словам руководителя областного Управления образования Сайрангуль Жумадиловой, проведение этого мероприятия связано с поиском новых эффективных форм работы учителей начальных классов, обменом опытом.

– Педагоги сегодня обсуждают актуальные вопросы:  проблемы инклюзивного образования, методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагоги-новаторы представляют новые программы, современные стандарты и учебники. При этом перед учителями начальных классов ставят важные задачи: развитие исследовательской деятельности, читательской грамотности, которые необходимо прививать детям с первых дней обучения в школе, – прокомментировала Сайрангуль Жумадилова.

Представители творческой группы учителей начальных классов Усть-Каменогорска подготовили для участников форума выставку авторских педагогических разработок на казахском и русском языках.

– Качество знаний современного образования складывается из нескольких слагаемых, – говорит заместитель директора общеобразовательной школы № 2 Елена Комиссарова. – Прежде всего, это ориентированность на личность ребёнка. За последнее время педагогами города было подготовлено более 50 авторских программ, 23 из которых прошли областной уровень контролируемых элементов содержания. Благодаря этим новаторским программам многие дети увлеклись исследовательской деятельностью, в последующем ребята становятся призёрами конкурсов и олимпиад различных уровней.

Один из увлечённых наукой – Денис Лагутин, ученик 3-го  класса Валеологической специализированной школы-комплекса для одарённых детей г. Усть-Каменогорска. Он представил гостям свою исследовательскую работу, доказав, что с помощью экологически чистых удобрений, созданных из пищевых отходов, можно вырастить богатый урожай картофеля, не нанося при этом вред окружающей среде химическими добавками.

Нургуль Муканова, заместитель директора по учебной работе многопрофильной школы имени Шакарима города Семея считает, что программу обучения учащихся начальной школы необходимо кардинально пересмотреть.

– Одним из наиболее актуальных вопросов является совершенствование и модернизация содержания начального образования, однако современные образовательные программы не всегда соответствуют возрастным особенностям учащихся. Считаю, что необходимо упростить её и снизить учебную нагрузку. К сожалению, у современных детей снижается интерес к чтению. Основная причина – тяжёлая программа. Детям трудно её освоить. Поэтому в первую очередь необходимо совершенствовать программу обучения.

В ходе пленарного заседания педагоги региона обсудили актуальные проблемы и точки роста системы образования.

В докладе руководителя Управления образования ВКО были рассмотрены результаты работы всей системы образования области и начального образования в частности. Главным ресурсом для повышения качества школьного образования названы сами учителя. Особое внимание Сайрангуль Жумадилова уделила вопросу подготовки  учителей начальной школы.

– В общеобразовательных учреждениях области сегодня работают 25 тысяч педагогов, почти половина из них – учителя начальных классов. К сожалению, эта профессия становится непривлекательной для молодых людей. Около тысячи учителей – это люди пенсионного возраста, а молодых специалистов – чуть больше 400 человек. Поэтому мы должны работать над тем, чтобы как можно чаще выпускники школ выбирали профессию учителя, – обратилась к коллегам Сайрангуль Жумадилова.

Не менее остро стоит вопрос с уровнем профессиональной подготовки педагогов. На сегодня в области лишь 44 учителя имеют категорию «педагог-мастер», это всего 0,4 процента от всего количества педагогов начального звена. Причина тому, по словам Сайрангуль Жумадиловой, нежелание многих работников образования повышать свою квалификацию.

Ещё одна проблема – низкая цифровая грамотность учителей. Как заметила руководитель управления, большинство из педагогов не пользуется электронными учебниками из-за своей некомпетентности в вопросах информационных технологий.

– И это несмотря на то, что с начала пандемии было организовано немало курсов по овладению компьютерными технологиями, которые многие учителя проигнорировали, – отметила Сайрангуль Жумадилова. – Кроме того, за последние три года курсовую переподготовку прошли всего пятнадцать процентов учителей начальных классов. Педагог должен постоянно совершенствоваться, находиться в творческом и профессиональном поиске. Таких учителей у нас, к сожалению, не так много.

Участники форума также рассмотрели проблемные вопросы методической составляющей системы начального образования, сотрудничество педагогических вузов со школами.

После пленарного заседания участники конференции продолжили работу в тематических секциях, посвящённых вопросам организации учебно-воспитательного процесса и совершенствования содержания начального образования.

Бахыт Сарсембаева

Еще новости

Back to top button