Учись, пока молодой

В Усть-Каменогорске прошла очередная коллегия педагогов Восточно-Казахстанской области, на которой были подняты актуальные вопросы: отток студентов в Россию и другие страны, стимулирование и увольнение отстающих педагогов, особенности мониторинга ЕНТ.
Для многих уже давно ЕНТ стало неким мерилом уровня подготовки выпускников казахстанских школ. Однако насколько объективна эта оценка? В целом по области школьники показывают результат выше республиканского уровня на 2 балла (ВКО – 82,2 балла, РК – 80,5), однако наблюдается странная тенденция: школы крупных городов региона (Семея и Усть-Каменогорска) регулярно демонстрируют недостаточно высокие показатели ЕНТ, в то время как школы Кокпектинского, Аягозского и Тарбагатайского районов, наоборот, – всегда впереди.
– Никого не обвиняю, но считаю, что необходимо подробно разобраться в этом вопросе – как так получается, что городские школы постоянно показывают низкий балл, а сельские – высокий? Нужно выяснить причины и после принять соответствующие меры, – говорит заместитель руководителя области Асем Нусупова. – Также необходимо применить к школам реальные критерии качества образования, поскольку ЕНТ не может охватывать все аспекты сразу. Когда мы выведем эти критерии и проанализируем учебные заведения согласно им, тогда мы сможем говорить о реальном уровне знаний выпускников конкретных школ.
Возможно, проблема уровня ЕНТ в городских школах еще и в том, что часть ребят вовсе игнорируют тестирование, так как готовятся к поступлению в иностранные вузы.
Асем Нусупова отметила, что сегодня делается все возможное для того, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя ущемленным. Например, если один учится в Назарбаев интеллектуальной школе, а другой – в обычной общеобразовательной, у них все равно должны быть сопоставимо равные условия для получения знаний. Для этого сегодня проводится большая работа по обновлению материальной базы школ и развитию новых направлений обучения. К примеру, уже совсем скоро более чем в 270 школах Восточно-Казахстанской области появятся полнокомплектные кабинеты робототехники, выполненные по образцу тех, что функционируют в Назарбаев интеллектуальных школах.
Другая актуальная проблема, которая характерна для сферы образования ВКО, – отток абитуриентов в иностранные вузы. Некоторые едут поступать в престижные зарубежные заведения, и не секрет, что специалисты, получившие высококлассное образование за границей, особо ценятся и у себя на родине. Однако проблема в том, что часть студентов после обучения так и не возвращается в Казахстан.
– Отток абитуриентов – это то, на что должны обратить свое пристальное внимание все вузы области, – говорит Асем Нусупова. – Вы, как представители образовательных учреждений, должны активно заниматься пропагандой, выезжать на места, общаться со школьниками, проводить профориентационные мероприятия.
По словам заместителя акима ВКО, очень обидно, когда за рубеж уезжают молодые люди, которые на самом деле могли бы обучаться и у нас, но из-за дефицита информации решили отправиться за границу. Вдвойне неприятно, когда абитуриенты едут поступать в зарубежные вузы, которые на порядок хуже восточноказахстанских.
– Многих привлекают в зарубежных вузах большое количество государственных грантов, – говорит Асем Нусупова. – Поэтому в этом году акимат выделяет
400 грантов на сумму пять миллиардов тенге, это в два раза больше, чем в прошлом году.
Самых отстающих учителей языков Восточно-Казахстанской области будут увольнять за несоответствие занимаемой должности, в случае если они в очередной раз не подтвердят свою квалификацию.
По словам Асем Нусуповой, правительство вынуждено идти на такие жесткие меры по отношению к тем педагогам, которые систематически показывают низкий уровень языковой подготовки.
– Только в нашей области отстающим педагогам дается несколько попыток на то, чтобы реабилитироваться, – говорит заместитель акима ВКО. – В 2016 году мы провели первую аттестацию, и среди учителей английского языка оказалось около 20 процентов тех, кто показал низкий уровень. Весь последующий год этих педагогов готовили на пересдачу, но некоторые снова показали такой же плохой результат. Сейчас они снова пройдут дополнительное обучение, и если по результатам третьего теста не будет видно прогресса – придется поднимать вопрос о несоответствии этих педагогов занимаемым должностям.
К слову, переобучение и повышение квалификации отстающих педагогов не бесплатное и стоит бюджетных средств. Также Асем Нусупова сообщила, что у акимата есть вся информация о том, из каких вузов поступают такие слабые кадры. Разглашать эту тайну власти пока не стали, однако прозрачно намекнули вузам, чтобы те обратили дополнительное внимание на то, как происходит процесс обучения педагогов и кому они выдают свои дипломы.
Фото Виталия Иванова