Образование

Учеба длиною в жизнь

Учеба длиною в жизнь

Новые предметы, программа трехъязычия, внедрение обновленных методик преподавания – это далеко не полный перечень реформ в современной образовательной системе Казахстана. Ежегодно наши дети подвергаются новым испытаниям. Переживают школьники, родители, учителя…

Один из главных вопросов, обсуждаемых среди родительской общественности, – преподавание школьных предметов на казахском, русском и английском языках. Если то, как дети будут усваивать программу обучения на казахском и русском языках, спорных вопросов не вызывает, то как изучать физику или информатику на английском языке, казахстанским родителям еще непонятно.

– Ну какие знания может дать педагог на английском языке, всю жизнь преподававший предмет на русском, – недоумевает жительница Усть-Каменогорска Валерия Смирнова. – А как быть нам, родителям? Теперь даже и не помочь ребенку с домашним заданием.

В принципе, в переживаниях и волнениях родителей есть здравое зерно. Но как считают специалисты, реалии сегодняшнего времени диктуют нам другие условия. Школьники должны знать как минимум три языка, постоянно заниматься самосовершенствованием.

– Самое трудное сейчас – переключить сознание людей, перенастроить их на новый лад, – считает директор Восточно-Казахстанской областной специализированной школы-лицея для детей, одаренных в области математики, физики, информатики Ирина Трунова. – Я полностью согласна с программной статьей Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где Глава государства отмечает, что любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

ОБНОВЛЕННОЕ и улучшенное

В казахстанских школах вводится обновленное содержание среднего образования, и теперь школьники учатся несколько в ином формате. В 2017-2018 учебном году это коснется учащихся 1, 2, 5, 7 классов.

– Особенность современной системы состоит в том, что она должна не только вооружить учащихся знаниями, но и формировать у них потребность к овладению ими путем непрерывного образования и самообразования, – говорит Ирина Трунова. – Для эффективного внедрения новой модели обучения мы сначала подготовили к ней педагогов. Почти 90 процентов учителей, преподающих в 5, 7 классах, прошли курсы повышения квалификации на базе Восточно-Казахстанского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» и Центра педагогического мастерства.

Обновленное содержание образования предусматривает изменения и в системе оценивания, которое подразделяется на формативное и суммативное. Первое используется в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). Суммативное, или итоговое, оценивание выявляет уровень освоения учеником раздела по предмету.

– С этого года ученики пятых и седьмых, а также первых и вторых классов вместо оценок 5, 4, 3 и 2 будут получать баллы, – поясняет собеседница. – Традиционные оценки никто не отменял, они будут выставляться за суммативные работы, то есть за определенную тему, четверть и за год. Не будет оценок текущих. Существует специальная система подсчетов баллов, которая переводится в отметку.

– Новая модель оценивания нацелена на тесную связь между учеником, учителем и родителем, – поясняет директор учебного заведения. – Теперь папам и мамам достаточно обратить внимание на комментарии учителя и помочь своему ребенку в обу-чении. Каждый ученик имеет возможность обучения в индивидуальном темпе.

УЧИТЬСЯ, учиться и учиться

По словам Ирины Труновой, новая система в первую очередь ориентирована на то, чтобы научить ребенка ответственно относиться к собственному процессу образования. На современном этапе новая система оценивания при всех ее нюансах более перспективна – каждый ребенок знает, по каким критериям он будет оценен, и становится более ответственным за собственное образование.

– Многие родители считают, что данная система схожа с вузовской, а ребенок еще не подготовлен к данному типу оценивания.

– Сейчас пока еще сложно что-то сказать, делать какие-либо выводы. На мой взгляд, такая система оценивания более правильная и объективная.

ТРЕХЪЯЗЫЧИЕ. Под силу ли?

Напомним, что по внедрению в школьный процесс программы трехъязычия Восточно-Казахстанская область в республике пилотная. Процесс полиязычия не обошел стороной и областную специализированную школу-лицей для детей, одаренных в области математики, физики, информатики (ОСШЛМФИ).

– Учитель физики окончила языковые курсы. Планируется внедрить преподавание предмета на английском языке в 8 классе, – подчеркивает Ирина Трунова. – А еще в качес-тве эксперимента в четвертом классе мы внедрили кружок «Робототехника» на английском языке. В настоящее время учитель физики и учитель информатики проходят языковые курсы. Это позволит внедрить преподавание предметов на английском языке и в других классах.

Как отмечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Тинькова, программа трехъязычия успешно реализуется в их учебном заведении. Сегодня юные полилингвы защищают научные проекты, участвуют в постановках спектаклей, создают пластилиновые мульт-фильмы на казахском, русском и английском языках.

«Инжиниринг 5+»

– Наша школа первая в регионе, где разработаны программы, методические пособия по развитию детей в сфере инженерного образования, – подчеркивает Ирина Трунова. – Комплекс курсов мы назвали «Инжиниринг 5+», с шестилетнего возраста и до выпуска ученики постигают азы инженерного мастерства. Думаем, что проводимая работа будет способствовать развитию инженерного мышления учащихся и выбору будущей профессии.

Деятельность учебного заведения, благодаря новым программам и курсам, известна по всему региону. Многие школы интересует опыт внедрения в учебный процесс современных технологий. В 2013 году в школе открыт первый IT-класс, в учебный план школы включены курсы «Робототехника», «3D-моделирование», программирование микроконтроллеров и др.

Огромное внимание уделяется развитию инженерного и творческого мышления младшего школьника. Для самых маленьких внедрены курсы «Легоконструирование», «Леготворчество», «Я познаю мир» и др.

Эффективность внедрения проекта IT-школа подтверждается результативным выступлением учащихся на олимпиадах, соревнованиях научных проектов, интеллектуальных конкурсах, выставках.

– С 2016 года лицей активно включился в проект областного уровня «Дарынды мектеп», в 18 школах области открыты инженерные классы «Зияткер», в которых обобщается и распространяется опыт работы педагогов ОСШЛМФИ. В 2017 году учебное заведение стало победителем в номинации «Школа современных информационных технологий» областного конкурса «Лучшая организация среднего образования-2017». В республиканском рейтинге школ по качеству математического образования наш лицей занял 17 место, всего в рейтинг попали 7432 школы Казахстана.

– Обновленное содержание образования, трехъязычие – новые понятия дня казахстанских школьников и их родителей. Безусловно, для адаптации требуется время. Какие советы Вы, как педагог, можете дать папам и мамам детей?

– Основными принципами семейного воспитания должны быть традиционные ценности, основанные на взаимоуважении. Сотрудничество семьи и школы направлено на формирование высоконравственной, глубоко патриотичной, обладающей здоровьем, толерантной личности, способной реализовать себя в обществе, быть полезным для своей страны.

Современное образование требует от учителя большой отдачи, еще большей – от ученика. Однако еще китайский философ и мыслитель Конфуций призывал нас учиться так, словно постоянно ощущаем нехватку своих знаний, и так, словно всегда боимся растерять свои знания. Да, это нелегко. Но не зря говорят, тяжело в учении – легко в бою, в нашем случае, в жизни.

Насихат Оркушпаева
Фото Дмитрия Франчука

Еще новости

Back to top button