Общество

Творчество, признанное Евросоюзом

Каждый, кто впервые знакомится с работами Зыряновских камнерезов, изрекает две глубокомысленные фразы: «Да ну!», «А как?». Действительно, сложно поверить, что великолепные картины собраны из камней, а не написаны маслом. Настолько в пейзажах все гармонично и реалистично… Техника флорентийской мозаики и нечеловеческое терпение помогли зыряновцам покорить не только Казахстан, но и Европу.

Творчество, признанное Евросоюзом

А знает ли Клинтон?

Признаюсь честно, получаю истинное удовольствие, наблюдая за ступором новых поклонников каменной живописи. Каждый пытается найти в картинах какой-то подвох. Говорят: «Нет, ну все равно же подкрашено кое-где, вон у елки ветки прорисованы». А потом начинают водить по полотну руками, и только почувствовав пальцами ледяной прием камня, признают, наконец, поражение.

Сбивает с толку то, что картины мастеров имеют идеально-гладкую зеркальную поверхность, на которой не видно ни одного стыка. Но именно в этом и заключается главный секрет флорентийской мозаики – сложной техники, рожденной еще в период средневековья. Из тонких каменных пластин мастер вырезает элементы рисунка, а после соединяет их воедино. Качество работы проверяется весьма неординарно: по картине проводят иглой, если она вдруг спотыкается о какой-то из стыков – полотно отправляют на переделку.

Изюминка такого творчества в уникальности каждой работы. Даже если мастер возьмет за основу один и тот же пейзаж и сделает 10 картин – все они будут эксклюзивными. Дело в том, что камень – своенравный материал, имеющий определенную фактуру и цветовую палитру. Каждая пластинка – неповторима, у природы, в отличие от человека нет проблем с фантазией. Возможно, аналог и существует, но чтобы найти его, нужны многие годы.

Камнерезная мастерская появилась в Зыряновске еще в конце 80-х годов. Ее основатель Владимир Миков сконструировал камнерезные станки и вместе со своими учениками шаг за шагом осваивал новое ремесло. Вспоминает, что ездил на уральские предприятия, чтобы набраться опыта. Зыряновцы делали сувениры и ювелирные украшения, их работы ценились на государственном уровне. Как-то Владимир Феофанович рассказывал, что приходилось даже делать подарок для американского президента тех лет. Знает ли, интересно, Клинтон название горняцкого городка, где для него вырезали из камня эксклюзивный шахматный столик?

Я слово «развод» не понимаю

Последние годы стали особенно богатыми на победы. Зыряновцы, не единожды успешно участвовали в различных выставках областного и республиканского уровня. К примеру, заняли первое место в номинации «Озат іскер» (предпринимательство) на первом республиканском конкурсе ремесленников «Шебер». В прошлом году на открытом ювелирном конкурсе «Зергер Караганда» наша ребята заработали титул лучшей мозаично-камнерезной мастерской Казахстана, а работа Алексея Чукавина «Рыбак» заняла призовое место в номинации «Огранка и художественная обработка камня».

Не обидел наших мастеров и нынешний год. Как снег на голову свалилось признание Европейской научно-промышленной палаты.

– Мне позвонили из Европы и сказали, что нам присудили золотую медаль за высококачественную профессиональную деятельность, – вспоминает директор ТОО «ЭНВИ» Виктор Переверзев. – Признаюсь, не поверил. Мы не отправляли в оргкомитет никаких бумаг. Спрашиваю: «Что за развод?». А звонивший сдержанно поясняет: «Я гражданин Италии, слово «развод» не понимаю». Потом узнал, что такой медалью были награждены, к примеру, Карен Шахназаров и Леонид Рошаль.

Золотую медаль и диплом для зыряновцев передавали через послов нескольких стран. В итоге награда в целости и сохранности добралась до адресата. Эта победа – символ стопроцентного признания наших мастеров Евросоюзом.

Не подскажете, как пройти в литотеку?

Вряд ли кто-то из зыряновцев ответит на этот коварный вопрос. Между тем, место с таким необычным названием все же существует. В камнерезном цехе. Это хранилище для главного богатства мастеров. Здесь, как на витрине, выставлены каменные спилы. Они рассортированы по оттенкам и текстуре. На первый взгляд камни кажутся откровенно невзрачными, какими-то грязно-тусклыми. Но стоит пройтись по их поверхности влажной тряпкой, как они начинают переливаться и искриться.

– Нас не интересует драгоценность камня, – говорит Виктор Переверзев, – более важна его текстура. Небо неплохо получается из мрамора, вода – из мрамора и хризопраза, ели – из змеевика, березы – из альбита. Используем очень много микрокварцитов, у них богатая цветовая гамма. Стараемся по возможности больше работать именно с нашими восточно-казахстанскими камнями.

Сегодня в мастерской трудятся 10 человек. Далеко не все здесь приживаются, некоторые пробуют силы и понимают, что данное ремесло не для них. Но три мастера остаются верными необычному искусству уже долгое время. Это Алексей Чукавин, Денис Алеханов и Андрей Андриянов.

Для работы с камнем важен не только талант и художественный взгляд, но и умение концентрироваться на деле, терпение и целеустремленность. Любителям мгновенного результата здесь делать нечего. Над каждой картиной приходится биться от нескольких месяцев до года. Причем скорость работы зависит не только от мастера, но и от материала. Иной раз из-за отсутствия камня определенного цвета на несколько месяцев, а то и лет может быть заморожена вся картина.

В мастерской есть несколько самодельных станков с алмазными дисками. Только ими можно распилить камень.

Художник делает эскиз картины, после чего мастер-наборщик начинает собирать мозаику. Особенность флорентийской еще и в том, что полотно создается не из одинаковых по форме элементов, к примеру, квадратиков, а из разнообразных деталей, продиктованных сюжетом изображения. Это может быть дуга, повторяющая изгиб птичьего крыла или орнамент на одежде героя.

Виктор Переверзев не единожды отмечал, что с камнем может работать далеко не каждый человек. Удивительно, но холодный материал признает только тех, кто подходит к нему с душой. Если же ты не влюблен в свое дело и не вкладываешь в каждую работу частичку себя, созданное полотно будет молчать.

Картины зыряновских мас-теров умеют рассказывать о красоте родного края и величии природы. Просто дух захватывает от ледяных горных вершин, отражающихся в прозрачной глади озера. Кажется, даже лес колышется от ветра, а по воде нет-нет, да и пробегает волна. Глянешь, и уже хочется бросить все дела и рвануть с рюкзаком в горы.

Икону трижды разбивали

Возможно секрет камнерезов еще и в том, что все они большие любители природы, походов, рыбалок. За городом обязательно делают фотоснимки понравившихся уголков, на основе которых после создают свои шедевры. Вот, к примеру, титулованная картина «Рыбак». Оказывается, прообразом для ее героя стал директор камнерезного предприятия.

– Нас часто просят сделать портреты, но это титанический, филигранный труд, – говорит Денис Алеханов. – Икона «Умиление», которую собирал Алексей Чукавин стала самой сложной работой. Ее делали около года, трижды разбивали и снова собирали. Нужно было подобрать тона для теней и полутеней на лице.

«Умиление» мастера делали не на продажу, а чтобы испытать свои силы. Работа удалась. Зыряновцы смогли не просто скопировать икону, но даже передать выражение лица на ней. Удивительное каменное полотно семь лет искало настоящего ценителя монументального искусства. Теперь икона украшает частную коллекцию.

Большая часть работ камнерезов ушла за границу. Многие бывшие соотечественники полотна из местного материала, изображающие природу Восточного Казахстана, воспринимают как частичку родной земли. Некоторые просят изобразить на камне определенный, дорогой сердцу уголок.

Делают здесь также шкатулки, подсвечники, плакетки, напольные вазы. Редкий гость уезжает из Зыряновска без каменного подарка. Уникальность этих работ еще и в том, что при всей их статичности и монументальности, они выглядят по-разному, в зависимости от освещения. Кроме того, краски не померкнут даже через столетия. Кстати, каменные работы, созданные еще в эпоху средневековья, сегодня высоко ценятся и продаются за десятки тысяч долларов. У современных мас-теров с этим пока проблемы. Камнерезное ремесло не приносит ощутимого дохода, это скорее дело для души.

Но при этом, зыряновцев сегодня знают далеко за пределами Казахстана. Несколько картин, к примеру, выставлялись в московской галерее. Хочется верить, что полученная мастерами золотая медаль европейской научно-промышленной палаты – одна из самых прес-тижнейших наград Евросоюза – поможет им выйти на новый уровень работы.

Оксана Сосновская

Зыряновский район

Еще новости

Back to top button