Экономика

Туризм начинает конкурировать

Не первый год о Восточном Казахстане говорят, как об особо перспективном месте для продвижения туризма. Особо отмечают роль туристических кластеров в развитии отрасли. Одно из определений этого понятия заявляет, что турис-тический кластер — это особая географическая зона, в которой туризм развивается не только активно, но и целенаправленно.

Туризм начинает конкурироватьИменно такой работой в плане развития горнолыжного и санаторного направления туризма вот уже полтора десятка лет в регионе занимается предприниматель Александр Чиликин. Проект, который он реализует сегодня, по его собственным словам, даст серьезный импульс развитию «горнолыжки», как части реализации туристического потенциала Восточного Казахстана.

В предгорьях Алтая, в 20 километрах от Усть-Каменогорска, заканчивается монтаж кресельных канатных дорог. Это беспрецедентный для нашего региона проект, который позволит свободнее конкурировать не только с имеющимися внутри страны, но и за ее пределами горнолыжными комплексами.

В итоге все склоны здесь будут закольцованы, а это весомый плюс для горнолыжников. Остается ждать роста притока туристов в Восточный Казахстан из Алматы, Астаны, Караганды, Омска. Несмотря на то, что 2500 метров – не самая длинная трасса в Казахстане, на востоке перед тем же Алматы достаточно преимуществ. Там трассы длиннее, но склоны крутые и воздух разреженный. Не каждый горнолыжник настолько хорошо владеет техникой катания, да и просто находиться на такой высоте сложно для организма.

Проект реализуется с использованием 10-20 процентов собственных средств, в первую очередь за счет приобретения строительно-монтажной техники.
Основные же средства заемные. Процентная ставка субсидируется фондом развития предпринимательства «Даму». Если бы не государственная поддержка, вряд ли предпринимателю удалось заняться столь масштабным проектом, ведь стоимость каждой из трех монтируемых кресельных канаток – 150 миллионов тенге. Все это даже при том, что дорогостоящее оборудование не новое.

Эту канатную дорогу предприниматель купил на Чимбулаке, ей около десяти лет. Тем не менее, взяли от нее только опоры, ресурс которых практически совсем не исчерпан. Все движущиеся части полностью заменены: новый трос, балансиры и прочее. Бывшим алматинским владельцам просто пришлось демонтировать эту канатку, потому что к Азиатским играм 2011 года они установили новую, более современную дорогу, гондольного типа.

В целом окупаемость подобных проектов растягивается лет на 15, но по расчетам предпринимателя факт того, что многие работы его сотрудники выполняют сами, позволит снизить этот срок как минимум вдвое. Подтверждают быстрый возврат средств имеющиеся цифры по выручке, которая выросла на 50 процентов после прошлогоднего ввода в эксплуатацию первой очереди кресельной дороги.

– Остаются проблемы с расширением автомобильной дороги в районе базы отдыха, парковками, энергетической инфраструктурой, канализацией, – отмечает Александр Чиликин. – Хотелось бы, чтобы государство в лице акимата Глубоковского района помогло в решении этих вопросов. Есть программа «Дорожная карта бизнеса-2020», согласно которой, если предприниматель вкладывает в объект, допустим миллиард тенге, государство должно вложить 500 миллионов на инженерную инфраструктуру, на что очень надеемся.

Константин Шуваев

Еще новости

Back to top button