Общество

Тру-ля-ля и сундук игрушек с секретами

Тру-ля-ля и сундук игрушек с секретами

На вопрос: «Есть ли у вас хобби?», многие отвечают стандартно: чтение, музыка, спорт. Но есть категория людей, увлечение которых необычно для взрослого, обремененного заботами человека. Носит оно название «авторская кукла». Правда, в кругах мастеров-кукольников слово «хобби» употребляется редко, ведь создание авторской куклы уже переросло в самостоятельный вид искусства.

Сейчас в Восточном Казахстане немало мастеров авторской куклы, коллекции которых время от времени экспонируются в областном этнографическом музее.

А много лет назад такой мастерицей у нас была одна Татьяна Андреевна Перетокина, бывшая батрачка литовских богатеев, бывшая узница фашистских лагерей. После войны, измученная невзгодами девушка, добралась из Гатчины Ленинградской области до далекого Восточного Казахстана. Да так и осталась здесь среди гостеприимного казахского народа. Свыше 50 лет она отдала воспитанию детей – сначала работала в детском доме на Аблакетке, потом в одном из городских детских садов. Поначалу, не так уж сильно отличаясь от своих воспитанников по возрасту, Таня вместе с ребятами играла в куклы, шила для них платья, а также мишек, осликов, разнообразных птичек, мастерила машинки, кукольные домики, кроватки для пупсиков. Все это она в изобилии видела на витринах Ленинградского магазина игрушек.

Однажды, во время очередного отпуска, она зашла в Ленинграде в магазин игрушек и купила чудесную книжку-пособие по изготовлению тряпичных зверей. А чуть позже увидела телепередачу об итальянской художнице, придумавшей способ делать куклы, которые разительно отличались от местных фабричных Танюшек и Марусь с нарисованными глазками-пуговичками и губками-бантиком.

У итальянских кукол было почти осмысленное выражение лица. Увидев их, девушка обомлела: ведь именно такие куклы снились ей в детстве под гул кипящего самовара на столе, на кружевной скатерти которого восседала кукла-чайник.

– Не помню, был ли у нас в доме традиционный сундук с разными «чудесами», который всегда притягивает малышей, но в детском саду находились большие ящики с крышками, вроде сундуков, в которых хранились игрушки, – вспоминает Татьяна Андреевна. – Чего в них только не было! Для каждой куклы мы собственноручно шили наряды, да не по одному, а по три комплекта, включая зимнюю одежду для прогулок. И все курточки, варежки, шапочки – на пуговичках, кнопочках, с кружевной и меховой отделкой…

Сейчас для желающих научиться шить авторскую куклу есть много разной литературы. А мастер-класс можно найти, прослушать и увидеть в интернете. Раньше ничего подобного не было. Каждый мастер придумывал собственную технологию изготовления кукол.

Главная сложность, по ее словам, заключалась в создании личика будущего кукольного персонажа. Татьяна скручивала вату, обтягивала материей, вставляла проволоку, но лица все-равно получались примитивными, невыразительными.

Однажды она зашла к соседям, дочка которой собралась выбрасывать на мусорку старые растерзанные куклы. В глаза мастерицы бросилось резиновое личико одной из них. Юная хозяйка охотно подарила Татьяне Андреевне понравившуюся деталь. И вот уже дома она обтянула резиновую головку кусочком увлажненной марли, следом нанесла клеящий состав, сверху – тонкую трикотажную ткань.

После просушки Татьяна Андреевна вынула основу и облегченно вздохнула: головка куклы получилась образцовой. Первый этап к достижению цели был освоен. Однако к этому личику предстояло еще придумать такое же подходящее «тело», и чтобы оно не гнулось. В ход пошла проволока.

Татьяна Андреевна – непревзойденный мастер скручивания проволоки единым куском без каких либо надставок и кусочков. В этом тоже проявляется уникальность ее технологии изготовления кукол. Все ручные персонажи Татьяны Перетокиной, несмотря на внешнюю хрупкость и изящество отделки, необычайно прочны. Как говорится, захочешь, да не сломаешь.

– Куклы для меня живые существа, – говорит она. – Сколько я их всего сделала, теперь даже трудно сказать. Но стоит взглянуть на любую из них, сразу же вспоминаю имя. Я всех своих кукол называю по именам, как детей.

Вот и заведующая сектором по хранению этнографического музея ВКО Бахытгуль Аубакирова, открывая шкаф с куклами Татьяны Перетокиной, знакомит меня с этим коллекционным богатством.

– Это нафуфыренная дама, – говорит она, – в голубом шелковом платье, персонаж из какой-то немецкой сказки, звать ее Элина. Это старообрядческая кукла Серафима – под стать и наряд. Это – Иван да Марья – матрешки из папье-маше. А вот Федосья с петухом, Степанида, Глафира, Айгуль, Нурлан.

Куклы Татьяны Андреевны всегда добрые, понятные. Некоторые образы навеяны не только историей разных этносов, но и какими-то личными размышлениями и фантазией. Талант мастерицы заключается еще и в умении в мельчайших деталях воссоздать портрет человека.

Вот передо мной две «бабушки». Одна из них – жительница деревни, другая – горожанка. На деревенской бабуле – скромный платочек по самые брови, ситцевое платье с оборкой по подолу и неизменным фартуком; горожанка же – с сумочкой в руках, в темном платье с коричневым жилетом, на ее голове – кокетливая шляпка, которая не скрывает пучка седых вьющихся волос. Кажется, что это и не куклы вовсе, а совершенно живые маленькие люди…

Профессиональные секреты мастерица не хранит в сундуке за семью печатями. Напротив, она охотно делится с теми, кто хочет научиться делать кукол.
Только сразу предупреждает, что занятие это не какое-нибудь «тру-ля-ля», а дело серьезное, кропотливое. На каждую куклу уходит почти месяц работы.
Она рассказала, что лет пять подряд к ней приезжала из села Веселовки Глубоковского района молодая женщина с маленьким мальчиком. Пока сынок спал, юная мама постигала секреты «перетокинской» технологии.

Несколько лет занималась на дому у Татьяны Перетокиной студентка Ксения. «Девушка сделала великолепную серию кукол «Времена года», и теперь, уже много лет спустя, она стала признанным мастером оригинальных кукол. Сейчас живет в Новосибирске», – говорит Татьяна Андреевна.

… Давно за поворотом времени остались годы, когда девушка Таня приезжала в родные края, чтобы полюбоваться игрушками в витринах магазинов Ленинграда. Сейчас же две ее куклы – юноша и девушка в стилизованных казахских костюмах – по праву находятся в музее игрушки Санкт-Петербурга.

Людмила Рябцовская

Фото предоставлено этнографическим музеем

Еще новости

Back to top button