Троянская программа для IT-образования, или Почему в Казахстане «забанили» электронное обучение?
После череды громких скандалов масштабная программа электронного образования терпит крах. Сотни миллионов, миллиарды тенге, выделенные для того, чтобы наши дети учились в соответствии с реалиями современности, к сожалению, не приносят ожидаемой пользы. Можно ли всерьез говорить об успехе системы Е-образования, если в сельских школах Восточного Казахстана нет скоростного интернета, а каждый третий компьютер у нас пора отправлять в утиль.
Чем Яша отличается от Яндекса? Правда ли, что Линукс лучше Винды? И почему для настоящих геймеров так важен апгрейд домашнего «железа»? Не понимаете, о чем я? А вы спросите у своих детей-подростков. А еще задайте им вопрос, где они впервые услышали все эти слова? Почему-то я уверена, что не в школе.
К счастью, и, наверное, к сожалению, познавать мир компьютеров современные дети начинают еще будучи дошколятами. А что уж говорить про подростков, которые «плавают» в бездонном интернет-пространстве порой даже лучше, чем их родители.
По данным и. о. руководителя управления образования ВКО Ларисы Глазовской, 70 процентов компьютерной техники в школах региона закуплено в течение последних трех лет. Треть всех школьных компьютеров уже безнадежно устарели или находятся в нерабочем состоянии. Если сейчас на один школьный компьютер приходится восемь учеников, то в случае списания морально устаревшего хлама этот показатель увеличится до 27 человек на одну машину. То есть всего один компьютер на весь класс.
Широкополосный доступ к сети Интернет на сегодняшний день имеют только 336 школ области (или 49 процентов). Остальные средние учебные заведения пользоваться возможностями глобальной сети не могут. Выражаясь интернет-сленгом, можно сказать, они живут в режиме «сплошной висяк».
– Конечно, в селах у нас низкое качество интернета. Этот вопрос давно стоит на повестке дня. Поэтому интерактивные уроки проходят лишь там, где есть широкополосный интернет – это города, райцентры области, – рассказывает директор Восточно-Казахстанского регионального центра новых технологий в образовании Сергей Коваленко. – С этого года в регионе также начали проводить on-line уроки по подготовке к ЕНТ. Поэтому выпускники сельских школ приезжали в райцентры, чтобы также послушать уроки.
Проблема обозначилась не вчера. И решится, к сожалению, не завтра. По словам руководителя управления образования ВКО Аскара Нургазиева, в настоящее время на подведение широкополосного интернета в аулы нужны миллиарды. Было бы наивным полагать, что эти средства будут выделены в ближайшее время. Но решение проблемы сельского интернета есть – это информационные ресурсы сети «Вай-Макс». Предложенная система представляет собой своеобразную спутниковую тарелку, которая раздает интернет сетевой группе (в нашем случае – сельским школам одного района). На нее тоже нужны деньги – около десяти миллионов тенге для одного района. Их нет.
– Систему «Вай-Макс» предполагали запустить в Зайсане, Тарбагатае. Но на сегодняшний день деньги пока не выделены, – качает головой Сергей Коваленко.
Скандалы, которые сопровождают казахстанскую систему электронного обучения E-learning, не помогают ей развиваться. Напомним, год назад депутаты Мажилиса озвучили шокирующие факты. Техника для школ, принявших участие в проекте, закупалась по завышенным ценам, учителя для работы в новых условиях были не подготовлены, интернет в села не проведен. Заголовки республиканских СМИ кричали о грандиозном провале E-learning. Итог – миллиардные затраты не оправдали надежд. Финансирование проекта было заморожено.
В Восточном Казахстане, согласно данным Ларисы Глазовской, к системе E-learning в 2013 году (до заморозки проекта) было подключено 49 школ. Для этого из республиканского бюджета выделили 626 миллионов тенге. В настоящее время количество школ, где применяется E-learning, доведено до 117. Если в крупных городах области система внедрена в 35-37 учебных заведениях, то в районах дела обстоят намного хуже. Вот статистика. В Бескарагайском районе к E-learning подключены всего две школы, в Уланском – одна. Катон-Карагайского, Курчумского, Тарбагатайского, Урджарского, Зайсанского, Абайского районов вообще нет в списках.
Пока система представляет собой электронные дневники и журналы. Это контент, благодаря которому родители могут проверить успеваемость своего ребенка по домашнему компьютеру. Также учитель может оставить для мам и пап какие-либо сообщения, замечания в электронном виде. Предполагалось, что родители будут также получать sms-сообщения о новостях Е-журналов. Но пока эту идею так и не воплотили в жизнь.
Кроме того, после внедрения E-learning посыпались жалобы от учителей. Их можно понять. Ведь без какой-либо доплаты у педагогов увеличился объем работы – помимо заполнения электронных документов никто не отменил работу с реальными дневниками и журналами.
– В Усть-Каменогорске система E-learning была запущена в сыром виде. Но сейчас, по прошествии определенного времени, электронное обучение выведено на более качественный уровень, – говорит Сергей Коваленко. – Вопросы по sms-информированию так и остались. Проблема в том, что оператор сотовой связи не идет на то, чтобы предоставлять услугу доставки sms-оповещений бесплатно. Да, про жалобы от учителей мы знаем. По этому поводу мы направили письма в Министерство образования РК. Мы предлагаем ввести доплату за эту дополнительную работу, либо добавить в штат методистов, которые будут заполнять электронные дневники и журналы.
Вице-спикер Мажилиса Парламента Дарига Назарбаева вообще считает, что данные новшества нельзя называть E-learning. Это скорее лишь реформа администрирования учебного процесса, но не его усовершенствование.
– Пока не подготовлены кадры, которые умеют пользоваться вашей системой, – это выброшенные на ветер деньги. Вы свою систему (электронного правительства) разрабатываете и пытаетесь внедрить в образование. А школы не готовы сегодня по ней работать, потому что они не договорились с вузами, которые учат педагогов, чтобы те внедрили параллельно этот предмет в институте. И вы тоже, как разработчики, должны были об этом позаботиться, – сказала госпожа Назарбаева, обращаясь к вице-министру по инвестициям и развитию Аскару Жумагалиеву.
За последние три года 1,5 тысячи учителей из ВКО прошли курсы по Кембриджской системе, более 14 тысяч человек прослушали десятидневные краткосрочные курсы. И хотя в нашей области регулярно проводится работа по повышению квалификации учителей, проблемы остаются.
– Не секрет, что сегодня учителя не хотят заниматься повышением своей категории, им так удобно. Ведь работа над повышением категории требует инноваций, обобщения опыта работы, внедрения новых технологий и самое главное – достижений учащихся, – говорил главный педагог области на августовском совещании. – С тревогой отмечаем старение педагогических кадров. В области четыре из десяти учителей имеют стаж работы более 20 лет.
Безусловно, несмотря на пробуксовки в работе системы E-learning, останавливать развитие электронного образования в регионе нельзя.
По информации Сергея Коваленко, в 2015 году в двухстах школах области будет запущен проект допуска к электронным образовательным ресурсам компании «Bilim Media Group». Это позволит учителям использовать коллекцию самого современного образовательного контента, доступного как на казахском, русском, так и на английском языках. В коллекции будут представлены анимационные фильмы, аудиотека, современные симуляторы, тренажеры и интерактивные упражнения.
Есть конкретные проекты у специалистов управления образования ВКО по развитию дистанционного образования для детей, обучающихся на дому.
Справедливости ради нужно отметить, что в некоторых школах нашей области образовательные технологии вышли на новый уровень и позволяют из сообразительного и усидчивого школьника сделать одаренную личность. За примерами далеко ходить не надо. На базе областной специализированной школы № 25 для детей, одаренных в математике, физике, информатике, уже второй год функционируют два IT-класса. Ребята в них подобрались действительно талантливые. Возможно, в ближайшем будущем их знания робототехники, системотехники, программирования помогут детям создавать новые полезные проекты. Есть выдающиеся успехи и в некоторых других школах Усть-Каменогорска. Но, к сожалению, высокий уровень владения такими знаниями – явление скорее исключительное, нежели повсеместное.