Тревожное воскресенье

Аким Семея Ермак Салимов в воскресный вечер проверил работу общественного транспорта.
Недовольные пассажиры на остановках, жалобы на постоянные сходы с маршрутов автобусов в выходные и праздничные дни, недостаточное количество транспорта по субботам и воскресеньям, а также грязь и теснота в переполненных салонах – вот с чем столкнулся воскресным вечером аким Семея Ермак Салимов. Градоначальник вместе с новым руководителем отдела пассажирского транспорта (ПТ) и автомобильных дорог (АД) Сериккали Жумановым, а также заместителем директора ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» Байболатом Баймаханбетом в минувшее воскресенье провел рейд по работе общественного транспорта.
С 17 июля в Семее график работы общественного транспорта по всем (!) городским маршрутам существенно продлен. Так, пять самых протяженных городских маршрутов будут работать до 22.30. Работу остальных маршрутов продлят до 21.30-22.00.
— Новые графики работы общественного транспорта разработаны отделом пассажирского транспорта и автомобильных дорог, – сообщил Ермак Салимов. – Этот шаг был продиктован острой необходимостью и многочисленными просьбами семейчан, которые неоднократно требовали продления работы общественного транспорта до 22-23 часов. Пока же наши городские автобусы и маршрутки позволяют себе работать до 19 часов. Скажу сразу, новый график – не аксиома. В ходе мониторинга работы каждого маршрута мы будем вносить необходимые изменения, чтобы работа общественного транспорта стала максимально удобной для пассажиров, а не для перевозчиков.
По словам руководителя отдела ПТ и АД Сериккали Жуманова, новые графики были загодя переданы руководителям шести автобусных парков. Однако, как показали результаты рейда, далеко не все водители, обслуживающие тот или иной маршрут, знали о том, что с понедельника им нужно будет заступать на смену по новому графику. Более того, продолжительность работы автобусов будет такова, что потребуется полностью изменить и график работы водителей: один человек просто не справится с такими огромными нагрузками в течение 17-18-часового рабочего дня. А это значит, нужно будет возвращать былую практику работы сменных бригад водителей, а, может быть, и кондукторов.
Свой воскресный рейд градоначальник Семея начал с остановки «Площадь», откуда направился в левобережную часть города. В автобусе Ермак Салимов успевал пообщаться и с пассажирами, и с кондуктором. Его интересовало буквально все: известно ли водителям и кондукторам о новом графике работы, какие льготы предоставляют перевозчики пассажирам, сколько автобусов сейчас работает на линии, как часто проводят санитарную уборку в салонах, сколько раз проводится медицинское освидетельствование водителей на их предприятии и многое другое. И все же самым главным был и остается вопрос повышения тарифа до 80 тенге с 1 августа. Большинству пассажиров эти меры не нравятся, учитывая качество обслуживания в общественном транспорте Семея.
Рейд продолжался свыше двух часов, и за это время Ермак Салимов сумел объездить немало микрорайонов Семея: побывал на остановке возле железнодорожного вокзала, на рынке, площади, в левобережной части города. И везде сталкивался с одной проблемой: недостаточным количеством подвижного состава на маршрутах общественного транспорта в выходной день. На остановках собираются огромные толпы пассажиров, которые вынуждены ждать свой автобус иной раз не один час, чтобы добраться до нужного им места. Как оказалось, перевозчики работают в выходные по утвержденному сокращенному графику обслуживания. То есть маршруты «оголяются» на законных основаниях. Правда, иногда они «оголяются» до полной «наготы», когда на маршруте работает всего один автобус.
– Графики составляет заказчик, то есть отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Хватит уже подстраиваться под желания перевозчиков и их выгоды, – заявил градоначальник. – Необходимо ориентироваться на потребности пассажиров. А они таковы, что в выходные и праздничные дни требуется полноценная работа всех автобусов на маршрутах. Значит, надо менять графики и в эти дни.
Особенно много жалоб аким города выслушал на работу одного из самых протяженных и популярных в Семее маршрутов — № 35. По словам многочисленных пассажиров маршрута, этот автобус в выходные дни работает с огромным временным интервалом. И дождаться его бывает просто невозможно. Другого же общественного транспорта, который бы доходил до района бывшего завода «Таймас», просто нет. Аналогичная ситуация и с пассажирами многострадальных маршрутов №№ 5, 37 и 45.
– Мы в судебном порядке добились расторжения договорных обязательств с ТОО «Семавтопарк» по обслуживанию трех городских маршрутов – 5, 37 и 45. Сейчас готовится документация по расторжению договоров по маршрутам 24 и 22. Пока готовится тендерная документация, мы пригласили поработать на этих маршрутах так называемых «свободных» водителей, которые имеют свои автобусы, но не работают в автопарках города. Их в Семее насчитывается более ста человек. Мы отслеживаем качество их работы. Если будут нарушения – мы будем с ними прощаться, – отметил Ермак Салимов.
Впрочем, очень скоро на улицах Семея появятся девять новых автобусов большого класса производства «СемАЗ». По словам Ермака Салимова, в городе появился новый пассажироперевозчик (пока название предприятия не разглашается – прим. авт.), который 26-27 июля приобретает в ТОО «СемАЗ» девять 12-метровых двухдверных комфортабельных автобусов. Он намерен принять участие в тендере по обслуживанию высвободившихся маршрутов и составить конкуренцию ныне существующим автопаркам Семея.
Во время работы рейда выяснялся еще один немаловажный вопрос: целесообразность работы самих маршрутов. Как мы уже неоднократно сообщали, в Семее проводится масштабное исследование по изучению всех городских маршрутов. Цель одна: сделать сетку маршрутного транспорта максимально удобной и целесообразной как для пассажиров, так и для перезвочиков. Пока сотрудники НИИ транспорта и коммуникаций наблюдают в работе общественного транспорта Семея существенные перекосы.
— В Семее есть несколько улиц, по которым проходит недопустимо большое количество городских маршрутов, — говорит заместитель директора ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» Байболат Баймаханбет. – Например, по ул. Турлыханова проходят 26 маршрутов. Если учесть, что, в среднем, на маршруте работают 8 машин, которые проезжают в день не менее восьми раз, то количество проездов по этой улице общественно транспорта в день достигает 1600 раз! Аналогичная ситуация с улицами Интернациональная, Кабанбай батыра и проспектом Шакарима. Здесь насчитывается более 20 маршрутов на каждую улицу, и соответственно, количество проездов по ним составляет около 1500 за смену. Все это существенно перегружает улицу, затрудняет свободное передвижение транспорта по проезжей части, ну и создает условия для того, чтобы автобусы, конкурируя друг с другом, нарушали правила перевозки пассажиров и Правила дорожного движения.
– Итоги рейда показали: далеко не все водители автобусов знают, что им уже завтра выходить на маршрут по новым графикам. Это удручает. Поэтому будем выяснять причину этих пробелов в знаниях водителей: то ли это недоработки отдела пассажирского транспорта, то ли руководители предприятий не донесли до сведения своих работников новые графики движения. Общаясь с пассажирами, мы выслушали немало жалоб, особенно в связи с ближайшим повышением тарифа до 80 тенге. Но это вынужденная мера, поскольку цены на топливо, запчасти растут, так же как и заработная плата сотрудников. Мы были вынуждены поддержать требование перевозчиков и поднять тариф. При этом перевозчики просили тариф 126 и даже 130 тенге, после наших расчетов сумма тарифа составила 80 тенге. При этом наша цель состоит в том, чтобы максимально улучшить работу общественного транспорта в городе, – подвел итоги воскресного рейда Ермак Салимов.
Фото Инессы Фоминых
Семей