Трехлинейка для локомотива
Одна из важнейших задач развития наших моногородов – создание разнообразных предприятий в реальном секторе экономики. С тем, чтобы минимизировать зависимость территории от, как принято говорить, градо-образующего предприятия.
И неплохо, когда есть для этих дел хорошая голова на плечах. Как-то руководитель угольного разреза «Бородинский», что в Красноярском крае, попросил знакомых инженеров из Курчатова сделать такие железнодорожные весы, чтобы они взвешивали вагоны с углем на ходу, сразу показывали вес груза каждого вагона, фиксировали недогруз, перегруз, распределение массы по платформе, суммировали, накапливали информацию на электронном и бумажном носителе, а руководство предприятия могло в режиме он-лайн в любой момент посмотреть на своих компьютерах динамику движения. По сути это был заказ на современный автоматизированный весоизмерительный комплекс.
Заказ заинтересовал молодых ядерщиков. И они начали прежде всего изобретать (!) датчик, измеряющий вес. Да не прос-той, а универсальный, который был бы неприхотлив, как винтовка-трехлинейка, работал при минус 40 и плюс 50, не боялся влаги, пыли, другой агрессивной среды, в то же время имел электронную начинку. И ведь изобрели!
– Датчик первого поколения, – говорит директор ТОО КИП «Луч» Константин Чупрунов, – был весом 30 килограммов, а стальная заготовка для него весила сто килограммов. Сегодня для изготовления датчиков пятого поколения используем высококачественный титановый сплав, упругий элемент здесь весит всего 500 граммов.
Сами делаем свои оригинальные датчики, сами создаем программы обеспечения, сменив также три поколения электроники. Потому что у всех заказчиков – свои требования. Допустим, нашему известному сахарному центру в Талды-Коргане мало только взвесить машину свеклы. Здесь надо зафиксировать и качественные параметры сырья, потому что каждая машина идет на свою разгрузочную площадку. Мы создали для сахарного центра соответственную программу обеспечения. И так для каждого потребителя. Для Казцинка мы делали один вариант, а для Бухтарминской цементной компании – другой, для Глушкова из Востоксельхозпродукта поставили 60-тонные и 16-метровые автомобильные весы, а угольщикам Экибастуза – железнодорожные динамические.
Когда курчатовцы сообщают заказчикам, что монтаж 150-тонных железнодорожных весов будет полностью завершен за одну рабочую смену (от колышка до включения компьютера), мало кто верит. Но это действительно так. Потому что продукция «Луча» с высокой интеллектуальной сос-тавляющей. Здесь сегодня работают 22 человека. В основном это технологи высокого уровня. Конструкторы, инженеры, программисты. Вот физик по образованию Петр Шутов. Он, как говорят здесь, один заменяет паяльную станцию, изготовляя и всякий раз совершенствуя электронные плато. Александр Ситнов – программист. Это он подготовил сложную программу сопровождения груза для сахарного центра. Хорошо трудятся инженер Денис Улеско, конструктор Анастасия Ситнова и другие.
Чем больше мы знакомимся с производством, тем интереснее становится. Да это же настоящий мини-завод с метрологической базой. Вот миниатюрная железная дорога, по которой катаются игрушечные вагончики. Но этого достаточно, чтобы оттачивать новые программы. Ибо все нужные параметры четко фиксируют и на мини-макет. Прочность металла для датчиков, сила давления на него, температурные перепады – здесь все на порядок выше, чем в реальности. Вот инженер-испытатель ставит датчики под мощный пресс. Испытываются они также и в силонагружающей климатической камере, и 24 часа находятся в подводном состоянии. Уж к чему, к чему, а к жестким условиям эксплуатации нашему оборудованию надо быть всегда готовым. Даже в этих условиях датчики должны иметь высокую чувствительность, допускать пог-решность не более 2-3 килограммов на 20 тонн веса.
После этого мы поняли, почему уже семь базовых моделей весов прошли государственную сертификацию и внесены в государственный реестр стандартных средств измерения. Кроме того, каждые новые весы принимает в эксплуатацию представитель местного подразделения Госстандарта. На платформу устанавливается точный вес, который тщательно поверяется. Так что выход у «Луча» один – безупречное ка-чество производимой продукции.
Разумеется, предприятие уже рассматривается городским акиматом в качестве серьезного партнера по социальной работе. «Луч» поддерживает юных спортсменов, активно участвует в проводимых городских мероприятиях. Сейчас заканчивается месячник пожилого человека. И коллектив за этот месяц помог шести престарелым землякам.
Крайне интересно в этом научно-исследовательско-опытно-конструкторско-производственном предприятии. Ведь наши весоизмерители сделали вызов всему тензорезисторному направлению, которое пока главенствует в мире. Курчатовское же направление уже по достоинству оценено практиками Казахстана и России. Заказов хватает.
Символично и то, что производство это родилось в наукограде, где высокая интеллектуальная составляющая является желательным штрихом к портрету коллектива.
Курчатов