Общество

Тендер выиграть нелегко

Тендер выиграть нелегко

Бизнесмены Восточно-Казахстанской области высказали свою точку зрения на поправки, внесенные в новый закон о госзакупках.

С 1 января в Казахстане вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам госзакупок и закупок квазигоссектора». Несмотря на то, что нормативно-правовой акт вступил в действие месяц назад, некоторые важные правовые вопросы электронных торгов до сих пор остаются нерешенными. На страницах «РА» мы продолжаем рассказывать о самых обсуждаемых проблемах бизнес-сообщества области, озвученных в ходе кустового семинара-совещания с представителями Минфина.

«ПРИВЯЗАТЬ» ТЕНДЕР

Многих предпринимателей волнует вопрос региональной привязанности компаний, участвующих в конкурсах на производство работ на территории нашей области. Ведь нередки случаи, когда тендер на строительство или технадзор выигрывают поставщики из западного или южного региона. А ведь чтобы выполнить работу за указанную сумму, им приходится нести дополнительные затраты по логистике, экономя на качестве.

Директор экспертно-инжиниринговой компании ТОО «Облжилкомхозстрой» Жанар Каребаева считает, что необходимо предъявлять дополнительные требования для участников госзакупок, не имеющих производственных баз, не работающих непосредственно в регионе, где нужно будет вести строительство или технадзор.

– Мир движется к узкой специализации. Для того чтобы успешно выполнять строительно-монтажные работы по договорам госзакупок, нет необходимости содержать большую автобазу, иметь сложную технику, коллектив. Есть такое понятие «девелопер». Это когда крупная компания, имеющая сильных менеджеров, проектировщиков, приезжает и выполняет работы, используя местные фирмы для субподряда. Исходя из этого, запретить другим компаниям, не базирующимся в ВКО, участвовать в конкурсах на строительство здесь не целесообразно. Это в целом противоречит общемировым тенденциям на строительном рынке, – парирует директор Департамента законодательства государственных закупок Министерства финансов Сабит Ахметов.

Стоит отметить, что такую категоричную позицию представитель Минфина высказал именно по сфере строительства. Что касается услуг по технадзору, то в данной категории введение региональной привязки поставщиков возможно и даже необходимо. Предложение будет учтено при корректировке закона в дальнейшем.

ЧТОБЫ БЫЛО ВЫГОДНО

Другая немаловажная проблема, озвученная подрядчиками, – новые антидемпинговые правила. Если раньше любой бизнесмен, подавший заявку на участие в конкурсе, мог выставить сумму на 30 и более процентов от первоначальной цены за лот, то теперь Минфин четко определил порог. Отныне демпинг возможен только на уровне 10 процентов. С одной стороны, это защита от поставщиков, выставляющих нереально низкие цены, с другой – строители сомневаются в том, что их работа будет рентабельной.

Представитель строительной компании ТОО «Фирма Азия» обратил внимание на то, что цена на строительный объект основана на нормах о сметной прибыли для строителей в размере 8 процентов. Однако если поставщик при подаче заявления ради победы в конкурсе снижает ее на допустимые 10 процентов, то в таком случае он автоматически будет осуществлять работу себе в убыток на два процента. А с учетом высокой стоимости многих объектов минус может быть ощутимым. Поэтому подрядчик предлагает снизить антидемпинговый порог до пяти процентов.

– По бумагам все действительно так, как вы говорите. Но на практике происходит совсем иначе. ПСД – это аксиома, в идеале цена на объект вообще не должна меняться. Все мы прекрасно знаем, что у нас на рынке есть компании, которые сами производят кирпичи, другие – стройматериалы. Таким образом, за счет собственного производства они снижают, оптимизируют расходы и делают прибыль. Нужно к этому стремиться. Пока оставим 10 процентов, в дальнейшем практика покажет. Когда у нас будут решены проблемы верного расчета ПСД, тогда, возможно, уберем антидемпинговый порог, – считает Сабит Ахметов.

СВОИ ТОВАРЫ ТОЖЕ НУЖНЫ

Директор ТОО «Казахстанский завод промышленно-бытовой химии» Алексей Гейн обратил внимание на то, что измененные статьи нормативно-правового акта позволяют заказчикам в технической спецификации указывать фирменные наименования и модели товаров, доступных на рынке. Раньше такого требования не было.

– Вот объясню на своем примере. Наше предприятие – единственное в Казахстане, которое выпускает отечественный стиральный порошок. Так как компания открылась только полгода назад, понятно, что о товаре еще мало знают. Однако даже с учетом более низкой цены мы не можем участвовать в конкурсах, потому что в техспецификации заказчики указывают, что хотят покупать порошок «Миф» и «Тайд». И теперь эта проблема коснется всех отечественных товаропроизводителей, чей товар заказчик не указал в документации, – высказывает свою точку зрения Алексей Гейн.

На вопрос: «Как быть в такой ситуации?» – Сабит Ахметов ответил категорично и однозначно. Единственное, что должны делать отечественные производители – это добиваться победы в этой конкурентной борьбе за счет качества своего товара. По словам директора Департамента законодательства государственных закупок Министерства финансов, казахстанская система госзакупок не призвана поддерживать отечественного товаропроизводителя. Чтобы выигрывать, местным компаниям нужно быть конкурентоспособными.

Вопросов, касающихся поправок, направленных на фильтрацию участников госзакупок, от предпринимателей поступило больше всего. Потенциальные поставщики предполагают, что малому бизнесу станет тяжелее работать в новых условиях. А значит, количество участников будет сокращаться.

Ирина Осипова
Коллаж Анны Ереминой

Еще новости

Back to top button