Театр с человеческим лицом
Именно так оценили спектакль «Фронтовичка» в постановке Семипалатинского русского драматического театра им. Ф. Достоевского на II международном фестивале «Театральный АтомГрад-2013». Домой коллектив театра вернулся сразу с тремя престижными наградами: за «Лучшую режиссуру», «Лучшую женскую роль» и «Лучшую роль второго плана».
Это уже второй раз, когда труппу Семипалатинского русского драматического театра им. Ф. Достоевского приглашают в Димитровград для участия в театральном фестивале. В нем участвуют коллективы из городов, где жизнь связана с освоением атома. В этом году на фестиваль съехались актеры из 12 населенных пунктов Российской Федерации.
Бийский драматический театр открыл фестиваль мелодрамой Л. Герша «Эти свободные бабочки». Драматический театр им. Г. Дроздова из Тольятти показал комедию М. Мюллюахо «Хаос. Женщины на грани». А хозяева сцены – Димитровградский драматический театр им. А.Н. Островского – «Ромео и Джульетту» Шекспира в жанре трагикомедии.
Казахстан представляла лишь труппа из Семея. Интересно, но в работе второго фестиваля «Театральный АтомГрад-2013» приняли участие даже несколько кукольных театров. Они, в основном, представили на суд жюри детские спектакли.
А вот семейчане повезли российскому зрителю одну из самых глубоких, чистых и в то же время очень проникновенных пьес современности. «Фронтовичку» современный драматург Анна Батурина написала специально к 65-летию Великой Победы. Тема войны страшная, всеобъемлющая и всепоглощающая звучит в каждом слове, в каждом жесте героев мелодрамы. И хотя на сцене не звучит ни одного выстрела, эхо недавней войны еще не отзвучало в ушах 24-летней фронтовички Марии Небылицы. Однако жизнь начинает брать свое. Постепенно сердце и душа девушки оттаяли, и спустя несколько лет после великих сражений, в тиши мира, она живет ожиданием радости от встречи с любимым и мирным счастьем. Но быть им или не быть? Вот на этот вечный вопрос и отвечает зритель вместе с героиней.
На сцене семейского театра «Фронтовичку» поставили уже более трех лет назад, в юбилейный год Великой Победы.
Режиссер спектакля Юлия Ауг (Москва) построила его на основе парадоксальности человеческих отношений.
– Режиссер во время репетиций никогда не говорила нам напрямую об этом. Но именно эта линия – парадоксальности человеческих отношений, когда любовь и ненависть, надежду и отчаяние можно сыграть тихо, с комком в горле, – стала главной в нашем спектакле, – рассуждает актер театра им. Ф. Достоевского, обладатель награды международного фестиваля «Лучшая роль второго плана» Андрей Сухов.
В главной роли Марии Небылицы выступала Елена Дручинина. Ее фронтовичка Мария отличалась силой духа, мужественностью, удивительной стойкостью перед невзгодами. Неудивительно, что члены жюри посчитали, что именно Елена Дручинина достойна высокой награды международного фестиваля «За лучшую женскую роль».
– «Фронтовичка» лично для меня – один из самых любимейших спектаклей в репертуаре нашего театра, – призналась Елена Дручинина. – Мне близок мой персонаж. Мария – представительница военного поколения, по сути, дитя войны. И эта драма навсегда наложила на нее отпечаток. Она привыкла переносить горе, не выказывая своих чувств напоказ окружающим. Но боль ее можно ощутить на более тонком уровне восприятия.
В спектакле «Фронтовичка» принял участие один из составов театральной труппы: Елена Дручинина, Александр Сухов, деятель искусств РК Людмила Никонова, Игорь Шевцов, Галина Белова, Вячеслав Макеев, деятель искусств РК Федор Любецкий, Валентина Пудовкина, Олеся Валентеева, Ксения Карельская, Сергей Назиров, Елена Калинина, Валентина Инешина, Елена Хмелева, Ирина Березина, Лилия Березина, Кристина Даутбекова, Сабина Тюменова.
Каждый из них, представляя на суд российского зрителя и членов фестивального жюри «Фронтовичку», хотел донести обычные человеческие чувства – любовь, надежу, радость, боль, печаль и снова надежду.
Когда после целого дня просмотров фестивальных спектаклей, мы собрались на «разбор полетов», театральный критик и главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская сказала: «Я увидела театр с человеческим лицом, когда на сцене были обычные парни и девушки, а не марионетки. Спасибо вам за это», – поделилась своими воспоминаниями Елена.
– Для нас, актеров провинциального театра, которые редко могут общаться даже с рядовыми театральными критиками, тем более, с выдающимися, это была высшая похвала, – искренне признался Александр Сухов. – А ведь это так важно, когда работу актера оценивают по достоинству.
Программа фестиваля включала не только показ спектаклей, но и подробное знакомство с творческой жизнью, проведение творческих встреч, мастер-классов, семинаров. Коллектив театра им. Ф. Достоевского побывал на мастер-классах по сценической речи и сценическому движению, а также посмотрел несколько спектаклей своих коллег.
К сожалению, принять участие в церемонии закрытия фестиваля «Театральный АтомГрад-2013» семейчане не смогли.
Так что свои законные награды за вполне заслуженные победы на поприще служения музе театра Мельпомене Елена Дручинина и Александр Сухов пока только дожидаются.
Семей