Театр, как карма, на роду написан
В копилке актера более ста ролей! Каждую из них Юрий Савин любит, помнит и не прекращает работу над образом, если спектакль уже давно не идет. «Роли – они как дети, за ними все равно приходится следить, даже если они выросли и уехали…».
На днях замечательный актер областного драматического театра им. Жамбыла, любимец зрителей Юрий Савин отметил юбилей – 60 лет. Половину из них он провел на сцене.
Интересно, что маленький Юра даже не задумывался о театральной карьере. В детстве его привлекал животный мир, и он хотел быть зоологом. Но карьера ученого, к счастью для будущих поклонников артиста, не удалась, и Савин поступил в театральное училище.
– В Усть-Каменогорск я попал с Северного Кавказа, – рассказывает артист. – Совершенно случайно узнал, что идет набор в местный театр. Позвонил. В 1984 году оказался здесь и с первого взгляда влюбился в Усть-Каменогорск. Первый спектакль, в котором я здесь играл – это «Мамаша Кураж» Бертольда Брехта.
Образы, в которых зритель видит Савина – это мелкие мошенники, плуты, прощелыги, комичные персонажи, гоголевские маски, высмеивающие пороки общества. Чтобы создать один такой, даже эпизодический, характер, актер работает над собой не один месяц. В процессе репетиций он придумывает своему герою необычный грим, смешную походку или дефект речи, повадки и тысячи мелких черт, чтобы, как выражаются артисты, герой выглядел «выпуклым».
– Несмотря на то, что мне в основном дают играть плутов и мошенников, моя любимая роль – это Фарятьев в «Фантазиях Фарятьева», – признался актер. – Его я играл давным-давно, еще в училище. Мы брали небольшой отрывок из пьесы. На экранах СССР шел одноименный фильм с Андреем Мироновым в главной роли. Мне его герой безумно нравился. Он был настолько нелепым и добродушным, что вызывал у меня сочувствие. Я нашел в его характере сотни оттенков, которые потом можно было бы развить, но мы, к сожалению, ставили лишь отрывок… Видимо, с тех пор у меня появилась страсть: «доигрывать» роли про себя. Спектакль «Трое на качелях», например, не идет уже давно. Но я будто бы играю его по сей день. Придумал множество ходов, которые смог бы реализовать мой герой сейчас. Это встречается у актеров иногда: человек взрослеет и мудреет, а оглядываясь назад, думает: эх, мне бы сейчас ту роль, я бы совсем по-другому сыграл…
– Театр – место, где в одном помещении находится огромное количество талантливых и очень эмоциональных людей. Бывает и несдержанность в суждениях, какие-то ссоры… Знаю актеров, которые, в конце концов, посылали все к «чертовой бабушке» и искали другую работу. Был ли хоть раз срыв в вашей карьере?
– Конечно, много раз. Но я не ушел из театра, потому что это… как наркотик! Я не буду говорить банальные вещи, мол, держит энергетика зала, аплодисменты. И так понятно. Мой личный сценический «кайф» заключается в том, что я могу открывать в себе каждый раз новые качества, испытывать собственный предел возможностей, видеть себя с совершенно другой стороны.
– Если бы вам сейчас предложили вернуться в прошлое и начать все заново, вы бы снова пошли в театр?
– Безусловно. Театр все равно возник бы в моей судьбе. Он, как карма – написан на роду. Тот, кто должен быть здесь, я полагаю, обязательно будет, хочет он того или нет.
Самой сложной своей работой Юрий Савин считает спектакль «Двое под дождем» («Легкое знакомство») по пьесе Валентина Красногорова. Недавно выпускник училища им. Щукина, проработавший в театре имени Жамбыла более десяти лет, Дмитрий Емельянов поставил этот спектакль в качестве дипломного. В нем заняты всего два человека, и на протяжении долгого времени они говорят, конечно же, о любви.
– Ну какой из меня герой-любовник? – смеется Юрий Савин. – Я эту тему как-то не «прощупывал». Мне было очень сложно и одновременно интересно сыграть в необычном амплуа. Если честно, то пьесу Диме предложил я. Сначала думал, что пойдет как по маслу, а оказалось, что совсем наоборот. Но от этого еще приятнее: чем сложнее работа над материалом, тем больше удовлетворения от сделанного. Тем более что у Димы в «Щуке» школа очень подробная, каждый жест актер должен оправдать внутренним действием, мыслью, поступком, поэтому у нас, я считаю, получилась весьма тщательная и вдумчивая работа. И я не перестану над ней трудиться.
Но самые любимые спектакли Савина – это французские комедии. «Месье Амедей» по пьесе Рейно-Фуртона идет на сцене уже не первый год, а актер не перестает дурачиться, носиться по сцене, как подросток, заново переживает массу эмоций и самое главное – дарит их зрителям.
– Этот спектакль забирает у меня невероятное количество физических сил, – говорит актер. – Но при этом я отдыхаю! Мне очень комфортно придумывать с каждым разом все более и более сумасшедшие трюки, повадки героя и так далее. Жанр французской комедии всегда привлекал меня своей динамичностью и искрометным юмором.
Хватает юмора Юрию Савину не только во французских комедиях, но и в других спектаклях. Иногда даже в тех, где он по сценарию не нужен. Курьезных историй в запасе театралов обычно много, и Юрий Савин – не исключение.
– Я играл короля в «Снежной королеве», – вспоминает актер. – Должен был показать Герде волшебный перстень и… забыл его надеть! Выходим на сцену, и тут я понимаю, что перстня нет. Говорю Герде – мол, видишь волшебный перстень? Она смотрит на меня и еле смех сдерживает. Я говорю: «Этот перстень невидимый, но все равно волшебный». За кулисами потом хохотали. А еще помню в спектакле «Ханума», в сцене она хлопает меня по плечу и говорит – садитесь, я с размаху падаю в стул, а он подо мной… разваливается. Кстати, плохая примета.
Как и почти все актеры, Юрий Савин очень суеверный. «Если роль упала на сцену или на пол, нужно на нее сесть и потом медленно поднять, – объясняет он. – К четвергам надо относиться осторожнее. Вот, например, сегодня четверг. А я ненавижу четверги.
Чтобы отвлечь собеседника от мрачных предчувствий, перевожу разговор в другое русло.
– А было когда-нибудь желание сниматься в кино?
– Зачем мне кино? Слава, деньги, поклонники – это все не так важно, когда тебе 60. Да и раньше мне этого не хотелось. Все, что мне нужно, у меня есть: семья, любимая сцена и зрители.