Культура

Театр, как карма, на роду написан

В копилке актера более ста ролей! Каждую из них Юрий Савин любит, помнит и не прекращает работу над образом, если спектакль уже давно не идет. «Роли – они как дети, за ними все равно приходится следить, даже если они выросли и уехали…».

Театр, как карма, на роду написанНа днях замечательный актер областного драматического театра им. Жамбыла, любимец зрителей Юрий Савин отметил юбилей – 60 лет. Половину из них он провел на сцене.

Интересно, что маленький Юра даже не задумывался о театральной карьере. В детстве его привлекал животный мир, и он хотел быть зоологом. Но карьера ученого, к счастью для будущих поклонников артиста, не удалась, и Савин поступил в театральное училище.

– В Усть-Каменогорск я попал с Северного Кавказа, – рассказывает артист. – Совершенно случайно узнал, что идет набор в местный театр. Позвонил. В 1984 году оказался здесь и с первого взгляда влюбился в Усть-Каменогорск. Первый спектакль, в котором я здесь играл – это «Мамаша Кураж» Бертольда Брехта.

Не работа, а призвание

Образы, в которых зритель видит Савина – это мелкие мошенники, плуты, прощелыги, комичные персонажи, гоголевские маски, высмеивающие пороки общества. Чтобы создать один такой, даже эпизодический, характер, актер работает над собой не один месяц. В процессе репетиций он придумывает своему герою необычный грим, смешную походку или дефект речи, повадки и тысячи мелких черт, чтобы, как выражаются артисты, герой выглядел «выпуклым».

– Несмотря на то, что мне в основном дают играть плутов и мошенников, моя любимая роль – это Фарятьев в «Фантазиях Фарятьева», – признался актер. – Его я играл давным-давно, еще в училище. Мы брали небольшой отрывок из пьесы. На экранах СССР шел одноименный фильм с Андреем Мироновым в главной роли. Мне его герой безумно нравился. Он был настолько нелепым и добродушным, что вызывал у меня сочувствие. Я нашел в его характере сотни оттенков, которые потом можно было бы развить, но мы, к сожалению, ставили лишь отрывок… Видимо, с тех пор у меня появилась страсть: «доигрывать» роли про себя. Спектакль «Трое на качелях», например, не идет уже давно. Но я будто бы играю его по сей день. Придумал множество ходов, которые смог бы реализовать мой герой сейчас. Это встречается у актеров иногда: человек взрослеет и мудреет, а оглядываясь назад, думает: эх, мне бы сейчас ту роль, я бы совсем по-другому сыграл…

– Театр – место, где в одном помещении находится огромное количество талантливых и очень эмоциональных людей. Бывает и несдержанность в суждениях, какие-то ссоры… Знаю актеров, которые, в конце концов, посылали все к «чертовой бабушке» и искали другую работу. Был ли хоть раз срыв в вашей карьере?

– Конечно, много раз. Но я не ушел из театра, потому что это… как наркотик! Я не буду говорить банальные вещи, мол, держит энергетика зала, аплодисменты. И так понятно. Мой личный сценический «кайф» заключается в том, что я могу открывать в себе каждый раз новые качества, испытывать собственный предел возможностей, видеть себя с совершенно другой стороны.

– Если бы вам сейчас предложили вернуться в прошлое и начать все заново, вы бы снова пошли в театр?

– Безусловно. Театр все равно возник бы в моей судьбе. Он, как карма – написан на роду. Тот, кто должен быть здесь, я полагаю, обязательно будет, хочет он того или нет.

Моя сцена

Самой сложной своей работой Юрий Савин считает спектакль «Двое под дождем» («Легкое знакомство») по пьесе Валентина Красногорова. Недавно выпускник училища им. Щукина, проработавший в театре имени Жамбыла более десяти лет, Дмитрий Емельянов поставил этот спектакль в качестве дипломного. В нем заняты всего два человека, и на протяжении долгого времени они говорят, конечно же, о любви.

– Ну какой из меня герой-любовник? – смеется Юрий Савин. – Я эту тему как-то не «прощупывал». Мне было очень сложно и одновременно интересно сыграть в необычном амплуа. Если честно, то пьесу Диме предложил я. Сначала думал, что пойдет как по маслу, а оказалось, что совсем наоборот. Но от этого еще приятнее: чем сложнее работа над материалом, тем больше удовлетворения от сделанного. Тем более что у Димы в «Щуке» школа очень подробная, каждый жест актер должен оправдать внутренним действием, мыслью, поступком, поэтому у нас, я считаю, получилась весьма тщательная и вдумчивая работа. И я не перестану над ней трудиться.

Но самые любимые спектакли Савина – это французские комедии. «Месье Амедей» по пьесе Рейно-Фуртона идет на сцене уже не первый год, а актер не перестает дурачиться, носиться по сцене, как подросток, заново переживает массу эмоций и самое главное – дарит их зрителям.

– Этот спектакль забирает у меня невероятное количество физических сил, – говорит актер. – Но при этом я отдыхаю! Мне очень комфортно придумывать с каждым разом все более и более сумасшедшие трюки, повадки героя и так далее. Жанр французской комедии всегда привлекал меня своей динамичностью и искрометным юмором.

За кулисами

Хватает юмора Юрию Савину не только во французских комедиях, но и в других спектаклях. Иногда даже в тех, где он по сценарию не нужен. Курьезных историй в запасе театралов обычно много, и Юрий Савин – не исключение.

– Я играл короля в «Снежной королеве», – вспоминает актер. – Должен был показать Герде волшебный перстень и… забыл его надеть! Выходим на сцену, и тут я понимаю, что перстня нет. Говорю Герде – мол, видишь волшебный перстень? Она смотрит на меня и еле смех сдерживает. Я говорю: «Этот перстень невидимый, но все равно волшебный». За кулисами потом хохотали. А еще помню в спектакле «Ханума», в сцене она хлопает меня по плечу и говорит – садитесь, я с размаху падаю в стул, а он подо мной… разваливается. Кстати, плохая примета.

Как и почти все актеры, Юрий Савин очень суеверный. «Если роль упала на сцену или на пол, нужно на нее сесть и потом медленно поднять, – объясняет он. – К четвергам надо относиться осторожнее. Вот, например, сегодня четверг. А я ненавижу четверги.

Чтобы отвлечь собеседника от мрачных предчувствий, перевожу разговор в другое русло.

– А было когда-нибудь желание сниматься в кино?

– Зачем мне кино? Слава, деньги, поклонники – это все не так важно, когда тебе 60. Да и раньше мне этого не хотелось. Все, что мне нужно, у меня есть: семья, любимая сцена и зрители.

Анна Маципуло

Еще новости

Back to top button